Этот вопрос на третьем съезде Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), который состоится 1 декабря в Москве, намерены поднять свердловские законодатели Анатолий Павлов и Галина Артемьева, возглавляющие региональный совет ВСМС. Ожидается, что участие в съезде примут руководители страны и федеральные министры. В последние годы, в рамках исполнения 131-го федерального закона, в ведение местной власти перешли такие важные функции, как обеспечение жителей городов, районов и сельских поселений качественными услугами ЖКХ, здравоохранения, образования, предоставление жилья, транспортных и социальных услуг. Оно и верно: решать эти вопросы эффективно получается лишь тогда, когда глава и руководители отделов сами сталкиваются с ними ежедневно. (Другой вопрос – насколько стремятся муниципальные чиновники решить эти проблемы). Однако переданные от государства полномочия в большинстве случаев недостаточно подкреплены финансово. Часто от глав городских округов и муниципальных районов на различных заседаниях слышны жалобы: у нас нет денег, поэтому мы не можем вовремя подготовиться к отопительному сезону, убрать снег с дорог или открыть детский сад… Продолжать можно долго. Грядущий съезд – это возможность «достучаться» до высшей исполнительной власти с насущными проблемами муниципалитетов. Когда неделю назад собирался межрегиональный координационный совет ВСМС, участники решили не жаловаться, а выступить с конкретным предложением: установить федеральные стандарты по каждой услуге, которая предоставляется муниципалитетом жителю. Конкретно: определить, сколько в год нужно денег, чтобы Василий Иванович, проживающий в городе, смог получить качественные коммунальные услуги, вылечиться в больнице, вовремя уехать на работу, посетить кружок самодеятельности и так далее. Конечно, суммы на предоставление услуг в Екатеринбурге и в Гарях (или Байкалово, Тавде, Красноуральске) будут разниться, но это будут гарантированные деньги. Хотя в региональном ВСМС признают, что такой подход обеспечит лишь минимум для жизнедеятельности муниципалитета. Но нужно думать и о развитии, пересматривать межбюджетные отношения, которые сейчас вынуждают местных глав быть просителями у областных и федеральных властей, а не их партнерами. (Местный бюджет пополняется в основном за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц. Основные налоги – на прибыль, НДФЛ, транспортный и так далее – поступают в федеральный и областной бюджеты, затем частично возвращаются в муниципалитеты в виде трансфертов и субсидий). Многие территории живут на дотациях из областного и федерального бюджетов и не заинтересованы в развитии. А успешные муниципалитеты опасаются отрицательных трансфертов, когда деньги из городской казны могут перебросить безынициативным соседям. Глава регионального совета ВСМС, председатель комитета Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам законодательства и местного самоуправления Анатолий Павлов выступил с интересной инициативой: доходы от малого бизнеса оставлять муниципалитетам и вкладывать их в развитие. По его мнению, это необходимо как крупному городскому округу, так и сельскому поселению. Допустим, глава поселения пригласит на работу пасечника, предоставит ему место и условия для работы, со временем у пасечника могут появиться рабочие места. Все налоги, которые пасечник заплатит, когда начнет получать прибыль, пойдут в бюджет сельского поселения. Там и решат, на что их эффективно потратить: оставить на уборку дорог зимой или построить детскую площадку летом. У глав муниципальных образований станет больше заинтересованности развивать малый бизнес на территории и привлекать инвестиции. Прислушаются ли к инициативам уральцев руководители страны, станет известно после съезда. Светлана Верещага, «Областная газета» №364−365 от 28 ноября 2009 года
|