Февраль `2005
пнвтсрчтптсбвс
31010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28010203040506
16 февраля 2005 года  —  версия для печати

Галина АРТЕМЬЕВА: «Муниципалитеты должны стать гордыми и самостоятельными»

С этого года начинается второй этап реформы местного самоуправления.

Галина Николаевна, в 2004 году депутаты областного парламента должны были определить границы и статус муниципальных образований Свердловской области. Это была главная задача первого этапа реформы. Как областная Дума с ней справилась?

—Мы выполнили эту задачу. Теперь в области 93 муниципальных образования. Из них 67 наделены статусом городского округа и пять – статусом муниципального района. Это Камышловский, Слободо-Туринский, Таборинский, Байкаловский районы и Нижнесергинское муниципальное образование. (Чем городской округ отличается от муниципального района “ОГ” писала 2 февраля — ред.) В состав этих пяти муниципальных районов входит еще 21 муниципальное образование, из которых 16 наделены статусом сельского поселения, а пять — статусом городского поселения.

Например, в состав Нижнесергинского муниципального района входят городские поселения, представительные органы которых находятся в городах Нижние Серьги и Михайловск, поселках Верхние Серьги, Дружинино, Аттик и сельское поселение, представительный орган которого находится в селе Кленовское.

—Как будут называться эти муниципальные образования?

—Это определят их депутаты при утверждении уставов. Нужно сказать, что выборы глав и депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований должны быть проведены до 1 ноября текущего года. (Речь идет об упомянутом выше 21 муниципальном образовании — ред.)

Все другие муниципалитеты должны привести свои уставы в соответствие с действующим законодательством до 1 июля 2005 года.

—Какие главные задачи в реформировании местного самоуправления надо выполнить в 2005 году?

—Их две. Первая — разграничение собственности на государственную и муниципальную, а также между муниципальными районами и поселениями.

Федеральное законодательство на этот счет поясняет, что в собственности городских округов и муниципальных районов может быть имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, имущество, предназначенное для решения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области. А также имущество, которое предназначено для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих.

—Кто будет проводить работу по разграничению собственности?

—Муниципалитеты вместе с министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Его представители уже провели в управленческих округах серию семинаров, разъясняя руководителям органов местного самоуправления, что им необходимо сделать.

А в конце марта комиссия областной Думы по вопросам местного самоуправления, комитеты по промышленной, аграрной политике и природопользованию палат Законодательного Собрания Свердловской области, Свердловская региональная общественная организация “Ассоциация депутатов органов местного самоуправления”, исполком которой я возглавляю, планируют провести семинар по проблемам разграничения собственности с участием института муниципального управления (г. Обнинск).

В конце января руководители этого института уже провели у нас семинар на тему межбюджетных отношений, и все его участники остались очень довольны.

—Установление новых межбюджетных отношений, как я понимаю, и есть вторая главная задача наступившего года?

В качестве субъекта законодательной инициативы в данном случае выступит правительство Свердловской области, которое планирует внести в областную Думу соответствующие законопроекты во втором квартале 2005 года. Принятие этих законов создаст необходимое правовое поле для формирования бюджетов муниципальных образований по новым принципам. На мой взгляд, муниципалитеты станут более самостоятельными в определении своих расходов по решению вопросов местного значения.

—Пока правительство области только готовится выступить с законодательной инициативой, вы предложили своим коллегам-депутатам рассмотреть вопрос о модельном уставе городского округа. Соответствующее постановление областная Дума приняла в минувший вторник, 8 февраля. Чем была вызвана необходимость такого постановления?

—Я много общаюсь с депутатами представительных органов местного самоуправления, с главами муниципалитетов и вижу, как им трудно ориентироваться в постоянно меняющемся, обновляющемся законодательстве. А ведь им нужно, как я уже говорила, привести свои уставы в соответствие с федеральным законодательством к 1 июля этого года. Если это не будет сделано, то уставы муниципальных образований будут опротестованы прокуратурой, возникнет много проблем, масса судебных исков.

Муниципалитеты ждут от нас, депутатов областной Думы, помощи в их работе по приведению уставов в соответствие с требованиями федеральных законов. Именно поэтому было принято решение разработать модельные уставы. Первым на рассмотрение областной Думы рабочая группа, в состав которой вхожу я и депутат Палаты Представителей Виктор Шептий, вынесла модельный устав городского округа.

Надо отметить, что модельный устав — не закон. Это всего лишь методика, алгоритм для разработки уставов муниципальных образований. Органы местного самоуправления при приведении своих уставов в соответствие с действующим законодательством будут только ориентироваться на него, и сами примут решение, как сформулировать положения своей “муниципальной Конституции” – устава муниципального образования.

—Что вы думаете по поводу реформы в целом? Заработает?

—У китайцев, как известно, самое страшное проклятие — чтоб ты жил в эпоху перемен. Результатом любой реформы должно быть не ухудшение, а улучшение жизни людей. К сожалению, есть много законов, которые, на первый взгляд, очень эффективны, но при воплощении в жизнь начинают пробуксовывать.

И мы, представители государственной власти, органов местного самоуправления, должны сделать все, чтобы в Свердловской области от реформы местной власти люди не проиграли, а выиграли.

Если мы видим, что ряд положений и законов, принятых Государственной Думой не обеспечивают этого, мы обязаны выходить с предложениями о внесении в них изменений. Я убеждена в правильности реализации первого этапа реформы в нашей области (речь о том, что область решила пойти в основном по пути создания городских округов, а не муниципальных районов, хотя такой путь и избрали большинство регионов России — ред.).

Вот только что пришла информация о том, что мэры городов Коми настаивают на создании городских округов. Так, мэр города Усинска Феликс Марков заявил, что нецелесообразно на территории города создавать муниципальный район, в который входит семь поселений, полностью зависящих от города нефтяников. Расходы на содержание аппаратов увеличатся как минимум вдвое, остро встанет кадровый вопрос. А ведь уже сегодня с трудом удается подобрать и учителей, и врачей, и финансистов, и других специалистов.

Но само по себе установление новых границ муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, совершенствование межбюджетных отношений и многое другое, что нужно сделать в соответствие с реформой местного самоуправления, — разве может что-то принципиально изменить в жизни народа?

—Это все может способствовать тому, что муниципалитеты станут, наконец, самостоятельными и гордыми. Но чтобы стать такими, им нужно развивать свою доходную базу, работать над увеличением местных бюджетов. Это значит, что необходимо повышать заинтересованность местной власти в улучшении работы промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций, в развитии малого и среднего бизнеса, в возрождении и развитии экономики.

Муниципалитеты должны научиться зарабатывать деньги. Если этого не будет, никакая, даже самая хорошая реформа, не сделает местную власть самодостаточной и уважаемой народом.

«Областная газета» №37-38 от 15.02.2005г.

Да. В этом году должны быть определены новые подходы к формированию областного и местных бюджетов. В примерный перечень законопроектных работ областной Думы на 2005 год включены разработка и принятие целого комплекса законов, касающихся межбюджетных отношений. Так, должен быть определен порядок расчета дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, порядок образования и предоставления дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, порядок отбора инвестиционных программ и проектов, и ряд других очень важных законов.