Слушания в российском парламенте состоялись в преддверии знаменательных событий: столетия открытия в России первого «детского» суда – суда о несовершеннолетних в г.Санкт-Петербурге и 20-летия принятия Конвенции ООН о правах ребенка. Было отмечено, что «в России до настоящего времени не создана отдельная система отправления правосудия по делам несовершеннолетних, которая, принимая во внимание международные стандарты, существующие в этой области, была бы направлена не только на наказание несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, но, в большей степени, ориентирована на их реабилитацию и помощь в возвращении в общество». России Вместе с тем, необходимость совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, судебной системы следует из международных обязательств Российской Федерации, считают участники слушаний. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей было рекомендовано уточнить полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Было подчеркнуто, что в статье 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающей основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отсутствуют нормы, определяющие механизм реализации правозащитных функций этих комиссий, нечетко определены координирующие и профилактические функции комиссий, не определены функции по сбору информации о безнадзорности, беспризорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, нарушениях их прав и законных интересов, систематизации и анализу такой информации. Участники парламентских слушаний отметили, что в стране идет процесс гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В то же время, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ведомственными инструкциями ориентированы, прежде всего, на работу по раскрытию преступлений несовершеннолетних, что препятствует полноценной профилактической работе и ее социальному содержанию. Участники слушаний предложили органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать комиссиям по делам несовершеннолетних в целях совершенствования системы защиты прав детей обеспечить внедрение в свою деятельность ювенальных технологий. Открывая заседание «круглого стола», Виталий Смирнов подчеркнул, что рекомендации парламентских слушаний не адресованы напрямую законодательной власти региона, тем не менее, депутаты социального комитета, уделяющие большое внимание сфере правовой защиты детей, решили обсуждение темы ювенальной юстиции сделать максимально широким. Ювенальная юстиция – это раздел юриспруденции, связанный с делами несовершеннолетних, пояснил ведущий «круглого стола». Ювенальная юстиция подразумевает введение специальных судов для несовершеннолетних. Это особое – «мягкое» – правосудие для лиц, не достигших 18 лет, как правило, не связанное с лишением свободы. По сути, суд сводится к профилактическим беседам, работе психологов и т.д. Еще один большой блок ювенальной юстиции – это система защиты прав детей. В настоящее время ювенальная юстиция широко используется во многих современных судебных системах западных стран, подчеркнул Виталий Смирнов. Член комитета Дмитрий Вершинин рассказал о законах и принимаемых законопроектах, в работе над которыми депутаты социального комитета использовали ювенальные технологии. Начальник отдела семейной политики и социального обслуживания семьи и детей областного министерства соцзащиты населения Михаил Брызгалов считает, что в современном российском обществе социальные приоритеты и профилактика должны быть направлены в первую очередь на семью. Его поддержал руководитель областного отделения добровольческого движения «Дорогами добра» Валерий Басай. Он уверен, что в России необходимо создать систему работы с семьей, при этом следует вовлечь в эту деятельность и общественные организации. Руководитель Свердловской общественной организации «Аистенок» Лариса Лазарева предложила выделять субсидии для организаций, работающих в сфере помощи семьи по профилактике социального сиротства. Еще одно предложение – ввести дополнительную ставку психолога в составе территориальной комиссии по делам несовершеннолетних или в составе отделения по беспризорности безнадзорности, входящего в структуру Центра помощи семьи и детям. По мнению Александра Дмеентьева, первого заместителя председателя областного суда, сегодня нет необходимости создавать в России ювенальные суды. В стране и регионах достаточная законодательная база, чтобы эффективно защищать несовершеннолетних. В то же время, необходима координация между всеми структурами, ведомствами и учреждениями, несущими ответственность за судьбу ребенка. Такого же мнения придерживается и Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Наталья Уланова. Она считает, что в рамках действующего законодательства можно эффективно работать с детьми. Тем более, что в настоящее время в судах появились помощники судей по работе с несовершеннолетними. Начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Свердловской области Андрей Мусихин напомнил, что в 1998 году был принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права. К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в Пекине, на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Эти международные нормы нашли свое отражение и в законе «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области». По словам Андрея Мусихина, значительная роль в профилактике детских правонарушений отводится взаимодействию подразделений по делам несовершеннолетних, следователей и дознавателей, а также работников прокуратуры и судей федеральных судов общей юрисдикции в рамках использования возможностей уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних. В 2009 году с применением данных норм УК от уголовной ответственности и наказания освобожден 51 несовершеннолетний, совершивший преступление средней тяжести. В 2008 году 38 подростков были освобождены от уголовной ответственности, после чего ребят направили в специальное учебное заведение закрытого типа. В целях профилактики рецидивной преступности среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, Андрей Мусихин предложил рассмотреть вопрос создания на территории крупных муниципальных образований, таких как Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Асбест, Серов, реабилитационных центров. В такие центры для курса реабилитации предлагается в обязательном порядке по решению суда направлять несовершеннолетних подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Подводя итоги обсуждения, председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов отметил, что все предложения, прозвучавшие в рамках обсуждения рекомендаций парламентских слушаний, будут направлены в Государственную Думу, в органы власти региона, а также приняты во внимание в работе комитета по социальной политике
|