Парламентские слушания открыла вице-спикер Государственной Думы Светлана Журова. Она отметила, что в современных условиях образование является общенациональным приоритетом России. И, говоря о модернизации страны, надо, прежде всего, говорить о модернизации системы педагогического образования. Ведь именно учитель – это человек, который сегодня определяет наше завтра. Нам необходимы системные меры, способствующие повышению социального статуса учителя, улучшению его материального положения. К сожалению, темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, сказала вице-спикер. Сегодня общество нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии, проектным мышлением, способностью к принятию решений. И всё это требует непрерывного образования учителей, освоения педагогами новых технологий обучения и воспитания, знания психологии. Программы повышения квалификации педагогов должны выстраиваться с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентировать учителя на развитие необходимых компетенций ученика. Год Учителя – это только начальный этап модернизации системы педагогического образования, подчеркнула Светлана Журова, и все наиболее результативные инициативы должны стать основой стратегической политики в сфере образования. Председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин в своем выступлении акцентировал внимание на тех задачах, которые Президент РФ Дмитрий Медведев ставит перед образовательными учреждениями страны. Речь идет о раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности в условиях высокотехнологического, конкурентного мира. Для этого школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. «Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, способный развивать креативные способности учащихся и научить их одному из важнейших умений – умению учиться самостоятельно, сам должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации учебно-воспитательного процесса, обладать новым педагогическим мышлением, владеть инновационными технологиями обучения», — подчеркнул Григорий Балыхин. В числе приоритетов он назвал укрепление кадрового потенциала школы. Несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация в системе педагогического образования остаётся сложной. Число молодых специалистов составляет всего 10 процентов. Григорий Балыхин обратил внимание на необходимость преобразования педагогических вузов в крупные центры обучения учителей, использования потенциала школ, работающих в инновационном режиме, привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Рымаренко отметил, что после окончания высших учебных заведений работать в школу идут не более 30 процентов выпускников, из них после трёх лет остаётся 5 процентов. Среди основных инициатив по модернизации педагогического образования он назвал обновление учительского корпуса, изменение системы повышения квалификации, изменение механизмов аттестации, предоставление молодым педагогам возможности получения грантов. Благодаря видеотрансляции на парламентских слушаниях Государственной Думы выступили представители Псковской, Сахалинской, Челябинской областей, Красноярского, Ставропольского краев и других регионов России. Они не только делились опытом, но и вносили конкретные предложения. От Свердловской области вступил министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов. Он высказал ряд конкретных предложений в адрес депутатов Государственной Думы. В частности, рассмотреть вопрос о наделении органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования полномочиями по созданию, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы педагогического образования, их лицензированию и государственной аккредитации. По мнению министра, целесообразно в целях повышения эффективности целевого приема предусмотреть в законодательстве Российской Федерации возможность возмещения лицами, проработавшими в образовательном учреждении менее трех лет, в том числе не приступившими к работе, понесенных бюджетом расходов на их обучение, а также усилить роль и ответственность заказчика. Сергей Черепанов попросил включить в проект рекомендаций слушаний предложение к Правительству Российской Федерации — рассмотреть вопрос о разработке федеральной программы поддержки педагогических работников, в которой предусмотреть выделение субъектам Российской Федерации денежных средств из федерального бюджета на строительство жилья для педагогических работников с последующей передачей им жилых помещений по договорам социального найма. Предусмотреть в проекте интегрированного федерального закона такую меру социальной поддержки, как единовременное пособие педагогическому работнику – молодому специалисту. Выступающие на слушаниях также поднимали вопросы совершенствования законодательства в сфере поддержки молодых специалистов, системы оплаты труда и системы аттестации педагогических работников. Не раз прозвучала и критика в адрес проекта «Наша новая школа». Среди системных проблем, которые препятствуют позитивным изменениям в системе педагогического образования, были названы отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; слабость материально-технической базы многих педагогических вузов; наличие противоречий между сегодняшним содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; низкая эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональная разобщенность; снижение престижности педагогической профессии и социального статуса педагога в российском обществе. По мнению участников слушаний, целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Успешное решение этих задач невозможно без усиления консолидации действий федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации системы педагогического образования в России, включения в этот процесс всех заинтересованных в повышении качества педагогического образования участников – учащихся, педагогов, родителей, потенциальных работодателей. Проект рекомендаций парламентских слушаний после утверждения на заседании Комитета Госдумы по образованию будут направлены Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки РФ, органам государственной власти субъектов РФ.
|