Апрель `2010
пнвтсрчтптсбвс
29303101020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829300102
19 апреля 2010 года  —  версия для печати

Состоялось заседание комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию (председатель – Анатолий Сысоев)

Комитет рассмотрел 6 вопросов, в том числе 3 закона, принятых Областной Думой и направленных в Палату Представителей для одобрения, а также исполнение законов, связанных с регулированием земельных отношений и закупками сельхозпродукции.
В заседании приняли участие депутаты комитета Анатолий Сысоев (председатель), Олег Исаков, Мелик Мори, Денис Паслер, заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов, председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков, представители областных министерств и ведомств, работники аппарата Законодательного Собрания, помощники депутатов.

Комитет рассмотрел изменения, внесенные в закон «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Свердловской области». Как пояснил заместитель министра природных ресурсов Свердловской области – директор департамента леса Владимир Шлегель, корректировка областного закона сделана в целях приведения его в соответствие с принятым в июле прошлого года Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этим изменениям, с 1 апреля 2010 года лесные участки для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства будут предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков. При этом договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут заключаться без проведения аукционов.

На предоставленных лесных участках разрешается создавать объекты охотничьей инфраструктуры: охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, лодочные пристани, питомники собак охотничьих пород, стрелковые тиры, кормохранилища, объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и тому подобные сооружения.

У депутатов комитета возникло немало вопросов по поводу порядка заключения охотхозяйственных соглашений. Разработчики и представители профильного комитета Областной Думы заверили, что эти вопросы будут урегулированы в специальном законе об охотничьих угодьях, работа над которым близится к завершению.

Закон "О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Свердловской области» внесен в проект повестки очередного заседания Палаты Представителей. Комитет рекомендует его одобрить.

***

Рассмотрен закон «О признании утратившей силу статьи 24 Закона Свердловской области «Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области». По словам докладчика, заместителя министра природных ресурсов Свердловской области – директора департамента леса Владимира Шлегеля, закон приведен в соответствие с федеральным законодательством. Необходимость его принятия обусловлена изменениями в Налоговом кодексе РФ. Отмена статьи областного закона позволит не взимать сбор за выдачу лицензий на право пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области. Отмена сбора станет дополнительным стимулом предприятиям малого и среднего бизнеса.

Комитет решил одобрить признание утратившей силу статьи 24 Закона Свердловской области «Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Свердловской области» без рассмотрения на заседании Палаты Представителей.

***

Комитет также рекомендует одобрить не требующий обязательного рассмотрения на заседании Палаты Представителей закон «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие жилищные отношения и отношения, связанные с управлением государственным жилищным фондом Свердловской области». В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством уточняется существующая терминология. Вместо «черты населенного пункта» в жилищном законодательстве, как и в градостроительном, вводится единый термин: «граница населенного пункта».

***

Большой интерес у депутатов вызвало рассмотрение вопроса об исполнении Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» в части предоставления гражданам земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

С информацией выступил заместитель министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Михаил Жабреев. Он рассказал, что было сделано правительством, исполнительными органами государственной власти Свердловской области по реализации данного закона, вступившего в действие в декабре 2009 года.

Всем главам муниципальных образований в январе 2010 года был направлен типовой порядок действий органов местного самоуправления по предоставлению однократно бесплатно земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, в котором определен конкретный механизм последовательных действий граждан и органов местного самоуправления. На его основании муниципалитеты разработали и утвердили свой порядок. Там, где это сделали, процесс выдачи земли идет организованно, гласно и понятно для жителей.

В марте 2010 года главам было направлено информационно-методическое письмо, в котором министерство строительства и архитектуры Свердловской области  рекомендовало в случае отсутствия или дефицита территорий, пригодных для индивидуального жилищного строительства, применять упрощенную процедуру изменения границ населенных пунктов  путем перевода земельных участков, не используемых по целевому назначению, но пригодных для индивидуального жилищного строительства, в категорию земель населенных пунктов для последующего предоставления их гражданам, обладающим правом на бесплатное получение земли для индивидуального жилищного строительства.

По мнению министерства, закон заработал. По состоянию на 1 апреля 2010 года гражданами Свердловской области подано 5932 заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при этом предоставлено 35 земельных участков (1 – в городском округе Красноуфимск, 29 – в Асбестовском городском округе, 5 – в городском округе Дегтярск). Это не так уж мало, если учесть, что за последние пятнадцать лет оформить землю под строительство бесплатно смогли только 24 человека.

Вместе с тем, сказал Михаил Жабреев, в ходе реализации закона возникло ряд проблем, требующих разрешения.

Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, доходы физических лиц в виде земельного участка, предоставленного в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, не освобождаются от налогообложения и должны облагаться налогом на доходы физических лиц в размере 13 процентов от его стоимости. Однако до настоящего времени нет разъяснений налоговых органов, какая должна применяться в целях налогообложения стоимость земельных участков — рыночная или кадастровая? Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков в границах населенных пунктов бывает достаточно высокой, необходимо  информировать граждан о размерах земельного налога, который предстоит выплачивать собственникам приобретаемых земельных участков.

Другая проблема: для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство необходимо проведение мероприятий по формированию земельных участков и обеспечению их необходимой инфраструктурой, в то время как в бюджетах муниципальных образований в 2010 году средства на эти цели предусмотрены не были.

От ряда муниципалитетов поступили просьбы внести изменения в закон и исключить возможность подачи заявок жителями других муниципальных образований. Однако анализ показывает, что таких случаев немного: в Екатеринбурге из 3015 заявок от иногородних поступило только 293 заявления, тогда как в Березовском, Верхней Пышме их количество составляет почти половину.

Обижаются на законодателей участники вооруженных конфликтов, которые не попали в число льготников, имеющих право однократно получить бесплатно землю под строительство собственного дома. Есть необходимость включить их в категорию льготников.

Принявший участие в рассмотрении данного вопроса председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков считает крайне важным включить землю в коммерческий оборот, «разогреть рынок земли», как это сделали в Белгородской области.  Там создали ипотечную корпорацию, которая взяла на себя обязанности по обустройству земельных участков. Уже построено 30 тысяч коттеджей для учителей, врачей, работников бюджетной сферы. В перспективе планируется добиться, чтобы из полутора миллионов жителей Белгородщины миллион человек жили в собственных коттеджах. Владимир Машков считает, что и Свердловской области надо делать ставку на малоэтажное строительство.

Заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов предложил изучить опыт индивидуального жилищного строительства других субъектов Российской Федерации, например, Татарстана,  и провести совместное заседание комитетов обеих палат по промышленной, аграрной политике и природопользованию, посвященное этой теме, в том числе – по кадастровой оценке земли.

Подытоживая состоявшийся разговор, председатель комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию Анатолий Сысоев предложил, во-первых, создать постоянно действующую комиссию по контролю за исполнением данного закона с участием депутатов обеих палат Законодательного Собрания, представителей областного министерства по управлению госимуществом и министерства строительства и архитектуры, которой поручить ежемесячно отслеживать ситуацию с предоставлением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Во-вторых, предложить правительству Свердловской области подготовить и принять специальное постановление о частном домостроении, а также разработать экономическую модель частного домостроения. В-третьих, изучить налоговые последствия для тех, кто строит дом.

Вопрос выносится на заседание Палаты Представителей. В проекте постановления правительству Свердловской области предлагается продолжить работу по исполнению закона в части бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

***

Рассмотрен вопрос об исполнении закона Свердловской области, принятого в июле 2009 года, «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области».

Правительством Свердловской области проведена определенная работа по исполнению указанного закона. В частности, утвержден Перечень движимого имущества, необходимого для производства, переработки, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции. В указанный Перечень вошли автомобили-фургоны специализированные, прицепы к легковым и грузовым автомобилям, тракторные полуприцепы и прицепы, цистерны для перевозки молока, технологическое оборудование для мясной, птицеперерабатывающей,  молочной, комбикормовой, мукомольной, элеваторной промышленности, а также другая техника и оборудование, крайне необходимые сельскохозяйственным товаропроизводителям. В 2009 году сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования предоставлены субсидии в размере 76,395 млн. рублей при лимите 75,745 млн. рублей.

Законом было предложено предоставлять субсидии из областного бюджета на возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на закупку сырого молока у граждан,  ведущих личное подсобное хозяйство, для последующей промышленной переработки или для реализации  на данную переработку.  Согласно информации правительства, субсидии предоставлялись в размере 3000 рублей (в северных районах области – 3500 рублей) за фактически произведенный и реализованный на территории области объем продукции за 8 месяцев (с учетом резервного фонда Правительства Свердловской области и дополнительных средств, выделенных из федерального бюджета в сумме 78,22 млн. рублей), а по закупу молока у населения – за весь год. Однако сокращение в 2009 году поголовья скота, особенно в личных хозяйствах, оказало негативное влияние на объем производства молока: при плане 557 тыс. тонн произведено 540 тыс. тонн молока.

Вопрос внесен в проект повестки очередного заседания Палаты Представителей. В проекте постановления правительству Свердловской области предлагается принять исчерпывающие меры по исполнению данного закона.

***

Комитет рассмотрел выполнение постановления Палаты Представителей, принятого в апреле 2007 года при внесении изменений в областную государственную целевую программу «Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2006−2008 годы».

Правительству Свердловской области было предложено рассмотреть возможность увеличения в 2007 году расходов на дорожное хозяйство, связанных с финансированием работ на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, а при планировании в 2008 и 2009 годах предусматривать указанные расходы не ниже уровня 2007 года и довести их объемы в 2010−2011 годах до нормативных показателей.

По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Сидоренко, правительством Свердловской области был разработан и внесен в Областную Думу в порядке законодательной инициативы законопроект, в соответствии с которым общая сумма финансирования областной государственной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2006−2008 годы» была увеличена с 8,7 до 9,5 млрд. рублей. Общий объем финансирования дорожного хозяйства в 2008 году составил 10,7 млн. рублей, что на 29,4 процента выше расходов на дорожное хозяйство в 2007 году.

В связи с усложнением в 2008 году финансово-экономический ситуации и возникшим недостатком финансовых средств, правительством Свердловской области было принято постановление, согласно которому  нормативы денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения были уменьшены на 35 процентов.

На финансирование дорожного хозяйства в 2009 году в областном бюджете было предусмотрено 3,6 млрд. рублей, что составляет к уровню 2008 и 2007 годов соответственно 33,7 процента и 43,6 процента.

На 2010 год на финансирование дорожного хозяйства предусмотрено 3,8 млрд. рублей, в том числе 3,45 млрд. рублей — на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения.

Из информации Правительства Свердловской области следует, что объем расходов, выделяемых на финансирование дорожного хозяйства в 2011 году, будет определяться уровнем доходов областного бюджета.

Учитывая существующую экономическую ситуацию, а также то, что исполнение областной государственной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2006−2008 годы» завершилось в связи с истечением сроков ее действия, депутаты комитета считают возможным указанное постановление Палаты Представителей от 05.04.2007 г. снять с контроля. Вопрос включается в проект повестки очередного заседания Палаты Представителей.