Февраль `2011
пнвтсрчтптсбвс
31010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28010203040506
28 февраля 2011 года  —  версия для печати

Состоялось заседание комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам (председатель – Владимир Терешков)

В заседании комитета участвовали депутаты Владимир Терешков, Анатолий Сухов, Асхатъ Масаев, Георгий Перский, Наиль Шаймарданов, Юрий Баланов, депутат Палаты Представителей Альберт Абзалов, председатель Счетной палаты Андрей Измоденов, представитель губернатора в палатах ЗССО Владимир Русинов, представители муниципалитетов, прокуратуры, члены правительства Свердловской области.

Комитет рассмотрел проект закона  «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011−2015 годы». Анатолий Оглоблин, заместитель министра экономики Свердловской области, представил программу. В качестве базового года в программе был взят 2010 год. По оценке правительства, в 2010 году валовый региональный продукт достиг показателя в 1 трлн. рублей, темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2009 года составил 109, 8 %.

Главной целью программы в части демографического развития Свердловской области определено сохранение численности населения и преодоление естественной убыли. Для этого, по расчетам правительства, необходимо обеспечить рождаемость на уровне не менее 59 тыс. детей в год, то есть увеличить по сравнению с 2010 годом почти на 2 тыс. детей. А уровень смертности необходимо поддерживать на уровне не выше 59 тыс. человек, то есть снизить на 2,5 тыс. человек против уровня 2010 года.

В программе предусмотрены мероприятия по повышению качества жизни людей старшего поколения, заложены новые возможности поддержки многодетных семей, особенно семей, в которых рожден третий и последующий ребенок.   

Предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий равнодоступности для инвалидов в общественной жизни, ресоциализацию граждан, освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства и занятий.

Задачи развития жилищной сферы поставлены в Программе, исходя из необходимости создания условий для достижения в 2020 году ввода жилья в количестве один метр на одного жителя области – в 2015 году планируется выйти на объем ввода жилья 0,7 кв. метра на одного жителя.

К 2015 году 95% транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, будут оснащены средствами ГЛОНАСС навигации и включены в навигационно-информационную систему мониторинга и управления транспортной системой.

Наиболее высокие темпы развития запланированы в сфере туризма, где предусмотрено увеличение туристического потока в 3 раза и объема платных туристических услуг – в 7,5 раза.

В программе сформулированы направления социально-экономического развития города Екатеринбурга как столичного центра и ядра Свердловской  области, а также определены задачи по выравниванию социально-экономического развития территорий и уровня жизни населения в Свердловской области. В частности, по дальнейшему повышению устойчивости развития сельских территорий и развитию территорий с монопрофильной экономикой, где должны быть разработаны комплексные инвестиционные планы, организована работа по максимальному использованию имеющихся мер и инструментов господдержки на федеральном и региональном уровнях.

Анатолий Оглоблин отметил, что сделана предварительная оценка потребности в бюджетном финансировании программы. По оценкам органов исполнительной власти, помимо расходов, уже утвержденных в законе о бюджете на 2011 год, дополнительная потребность может составить 6,2 млрд.  рублей. Из них 3 млрд. рублей – на Территориальную программу госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, 2 млрд рублей – на развитие жилищной сферы, почти 800 млн. рублей – на развитие агропромышленного комплекса и 140 млн. рублей – на охрану окружающей среды.

***

Авторы программы отмечают, что современное социально-экономическое положение Свердловской области характеризуется преобладанием позитивных процессов в социальной и экономической сферах. Мировой финансово-экономический кризис не позволил в полной мере решить все поставленные на предшествующий среднесрочный период задачи. В регионе сохранились такие проблемы, как сокращение численности постоянного населения Свердловской области, в том числе в результате высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте; недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждений социальной сферы, особенно в сельской местности; недостаточные темпы модернизации и реструктуризации промышленного комплекса; низкая производительность труда по сравнению с уровнем развитых стран.  В Свердловской области отмечается  отставание темпов развития транспортной инфраструктуры, в том числе современных транспортно-логистических узлов, от темпов развития реального сектора экономики; низкий уровень жизни и деловой активности населения в сельской местности; старение населения и увеличение нагрузки на трудоспособное население; недостаточные темпы снижения техногенного воздействия на окружающую среду и улучшения экологической обстановки.

Наряду с этим появились новые вызовы и угрозы:  уменьшение объема инвестиций в основной капитал; дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, высокий уровень безработицы; отставание темпов роста заработной платы в Свердловской области от среднероссийского уровня; замедление темпов роста доли субъектов малого предпринимательства в обороте организаций и низкая эффективность малого предпринимательства;увеличение нагрузки на социальную сферу.

Большой комплекс мероприятий программы запланирован в сфере развития человеческого потенциала и повышения качества жизни. Демографическое развитие региона предполагает расширение и реализацию мер господдержки семьи как социального института; усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; повышение доступности и увеличение объемов оказания помощи женщинам с применением вспомогательных репродуктивных технологий до 2000 процедур в год.

Будут установлены меры социальной поддержки для женщин, родивших третьего (или последующего) ребенка, в виде регионального материнского капитала. Органам  местного самоуправления предлагается рассмотреть возможность единовременного предоставления на безвозмездной основе  земельных участков под строительство жилого дома или дачи семьям при рождении третьего (или последующего) ребенка.

Предлагается укрепить  материально-техническое и кадровое обеспечение службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений. Для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, будут созданы условия, способствующие  возвращению к трудовой деятельности, организована система повышения  квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда.

Предлагается расширить  использование гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих женщинам  совмещать работу с выполнением семейных обязанностей.

Авторы программы  предлагают реализовать комплекс мер по повышению миграционной привлекательности территорий и созданию благоприятных условий для адаптации иммигрантов к культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян.

Предлагается создание комплексной системы профилактики факторов риска заболеваний и их ранней диагностики с применением передовых технологий, а также профилактика социально-экономических факторов риска (алкоголизм, наркомания, все виды токсикомании); переход в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.

Авторы программы выступают за пропаганду семейных ценностей, создание привлекательного образа семейной жизни, материнства и отцовства.

Большое внимание в программе уделяется развитию культуры    

Предлагается развитие внестационарных форм культурного обслуживания жителей Свердловской области; модернизация и укрепление материально-технической и фондовой базы учреждений культуры; создание системы виртуальных и дистанционных услуг (виртуальных музеев, концертных залов, дистанционных форм обучения).

Авторы программы предлагают создание условий для перехода на оказание учреждениями культуры госуслуг населению в электронном виде; развитие экспозиционной музейной деятельности; развитие системы художественного образования, формирование базы для привлечения в отрасль молодых специалистов.

В приоритетах — развитие системы господдержки творческих деятелей культуры, искусства и литературы, работающих на территории Свердловской области и представление творческих коллективов культуры Свердловской области в российских регионах и за рубежом, а также развитие въездной гастрольной деятельности.

Главной целью в реализации молодежной политики станет создание условий для успешной социализации молодежи, усиление работы по ее духовному развитию, вовлечению  в общественную жизнь и политику, системное и комплексное развитие потенциала молодых людей и его применение в социально-экономической жизни региона.

Программа также  нацелена на  повышение  уровня  жизни людей старшего поколения. В этой сфере ставятся следующие задачи: 

развитие системы социальной защиты граждан пожилого возраста; повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг представителям старшего поколения;  привлечение ресурсов общественных организаций и структур социально ответственного бизнеса для решения жизненно важных проблем пожилых людей; поддержка активного досуга пенсионеров; повышение качества и доступности медицинских услуг для граждан пожилого возраста.

Для развития жилищной сферы в Свердловской области предполагается обеспечение в 2011−2015 годах ввода 12 млн кв. метров  жилья.

В сфере обеспечения правопорядка и повышения безопасности жизни  авторы программы главной целью называют обеспечение законности, правопорядка и безопасности населения, противодействие коррупционным проявлениям.

В сфере экологизации деятельности и охраны окружающей среды  предполагается добиться увеличения доли предприятий, не превышающих нормативов предельно допустимого сброса загрязненных сточных вод, с 65 процентов в 2010 году  до 75,4 процента в 2015 году. Планируется увеличение площади особо охраняемых природных территорий с 6,9 процента общей территории Свердловской области в 2010 году до 9 процентов в 2015 году.

Обеспечение ускоренного устойчивого развития промышленного комплекса  авторы программы считают основой экономического роста Свердловской области.

В сфере развития ТЭКа предполагается ввод энергетических мощностей на территории Свердловской области, в том числе предусмотренных договорами предоставления мощности на оптовый рынок электроэнергии, согласованных Министерством энергетики Российской Федерации.

Планируется реализация крупных среднесрочных инвестиционных программ электросетевых компаний; подведение газопроводов к населенным пунктам, не обеспеченным природным газом, и строительство распределительных газовых сетей на территории муниципальных образований, которые на сегодняшний день газифицированы не полностью.

Предлагается использование сжиженного природного газа для газификации малонаселенных и удаленных населенных пунктов; реализация мер господдержки  и стимулирования энергетических проектов малой энергетики и возобновляемых источников энергии.

Развитие агропромышленного комплекса предполагает рост объема валовой продукции  в сельхоз хозяйствах всех категорий с 41,2 млрд. рублей в 2010 году до 52,7 млрд. рублей в 2015 году в текущих ценах. Также планируется поддержание уровня закупа молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на уровне не менее 12,5-13 тыс. тонн.

В сфере развития потребительского рынка закладывается увеличение оборота розничной торговли в действующих ценах с 646 млрд. рублей в 2010 году до 1330 млрд. рублей в 2015 году; увеличение обеспеченности населения торговыми площадями  с 650 кв. м на 1000 жителей  в 2010 году до 731 кв. м на 100 жителей в 2015 году.

Большой комплекс мер запланирован по развитию транспортно-логистической инфраструктуры  Свердловской области. Это, прежде всего, создание устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной для всех слоев населения системы пассажирского транспорта общего пользования; оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств инженерно-техническими средствами и системами транспортной безопасности; улучшение инфраструктуры пассажирских перевозок; увеличение протяженности автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям; повышение технического уровня авто дорог и строительство транспортных развязок на участках с повышенной интенсивностью движения; развитие внеуличных видов пассажирского транспорта в городах области; обеспечение сбалансированного развития транспортно-логистической  инфраструктуры, основанного на  рациональном размещении транспортно-логистических объектов.

В планах — развитие научного и кадрового потенциала, обеспечивающего транспортный комплекс Свердловской области; обеспечение безопасности дорожного движения; развитие скоростных автомагистралей и создание платных автодорог; организация высокоскоростного и скоростного железнодорожного пассажирского движения; формирование межрегиональных транспортных коридоров на территории региона; внедрение инновационных технологий, техники, материалов, оборудования в транспортном комплексе; развитие объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах Свердловской области.

Развитие информационных и коммуникационных технологий должно за пять лет увеличить объем рынка информационных технологий в 2-3 раза.

В сфере развития туризма планируется формирование туристско-рекреационных зон и туристских кластеров на территории Свердловской области за счет реализации инвестиционных туристских проектов, создания развитой туристской и транспортно-логистической инфраструктуры с использованием кластерного подхода и механизмов государственно-частного партнерства. В планах — создание устойчивой системы межотраслевой и отраслевой координации по вопросам туризма, туристской деятельности и оздоровления граждан, проживающих на территории Свердловской области;

организация системы маркетинга туристского продукта региона; решение вопросов кадрового обеспечения объектов туристской индустрии Свердловской области, создание системы подготовки и переподготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии.

Запланировано проведение пресс-туров, информационно-пропагандистской кампании на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, издание и приобретение информационных материалов о туристском потенциале Свердловской области.

Авторы программы предлагают разработать и продвигать фирменную символику регионального турпродукта; создать Центра развития туризма Свердловской области в столице Урала и его филиалов в городах региона.

Также предлагается создать туристический информационный портал.

В сфере развития малого и среднего предпринимательства ставятся следующие задачи: совершенствование областной системы господдержки малого предпринимательства; создание комплекса организаций инфраструктуры, наиболее полно отвечающих потребностям субъектов малого бизнеса; внедрение механизмов приоритетной поддержки малых инновационных предприятий, а также конкурентоспособных отечественных производств; ускоренное развитие малого предпринимательства в производственной сфере.

Для повышения энергоэффективности экономики предлагается активизация в Свердловской области практических действий и расширение набора инструментов реализации госполитики энергосбережения.

Авторы программы выступают за индикативное планирование показателей и формирование заданий по энергосбережению и энергоэффективности в бюджетной сфере, организациях других видов экономической деятельности;

Предлагается сформировать в пределах полномочий Свердловской области благоприятную правовую среду, направленную на развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности.

Планируется модернизация и обновление основных производственных фондов экономики на базе новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, автоматизированных систем и информатики.

Предлагается проведение независимых энергетических обследований организаций, объектов коммунального хозяйства, жилищного фонда и социальной инфраструктуры; комплексное оснащение объектов производства, бюджетной сферы, жилья средствами учета, контроля и регулирования энергоносителей. В числе мер энергоэффективности предлагается замещение бензина природным газом на транспортных средствах с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения.

В планах —  сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче и потреблении в жилищно-коммунальном комплексе; содействие развитию энергосервисных компаний; составление топливно-энергетического баланса Свердловской области; создание механизмов стимулирования покупки организациями отечественного энергоэффективного оборудования и оборудования, произведенного на территории Свердловской области.

В сфере развития международных и внешнеэкономических связей  ставятся задачи наиболее полного использования экспортного потенциала  Свердловской области; продвижение  на международном уровне образа региона как инвестиционно привлекательной территории; содействие адаптации хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории области, к вступлению России во Всемирную торговую организацию. В результате планируется увеличение объема иностранных инвестиций в Свердловскую область с 1,5 млрд. долл. США в 2010 году до 2,9-3 млрд. долл. США в 2015 году.

Повышение эффективности государственного управления авторы  программы видят через внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения госуслуг, предоставление государственных услуг по принципу «единого окна», в том числе в рамках деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг. Планируется внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области; расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям; оптимизация структуры и упорядочение функций исполнительных органов госвласти региона; реализация мероприятий административной реформы, в том числе по противодействию коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

Предлагается обеспечить информационную открытость деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области; разработать и внедрить в деятельность областного правительства системы управления по результатам, ввести систему оценки эффективности управленческой деятельности руководителей органов государственной власти Свердловской области в зависимости от достижения ими значений ключевых показателей эффективности. Также предусмотрено совершенствование принципов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений.

Реформирование бюджетного процесса имеет своей целью повышение качества бюджетного процесса и эффективности бюджетных расходов.

В программе отдельно обозначены основные направления социально-экономического развития Екатеринбурга. Отмечается, что столица Урала – это межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр. В связи с этим запланировано повышение конкурентоспособности промышленного комплекса города на основе внедрения инноваций и повышения эффективности производства. Предусмотрена интеграция крупных предприятий, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, с предприятиями малого и среднего бизнеса, научно-исследовательскими организациями для внедрения инноваций в производство конкретного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги.

В Екатеринбурге предполагается  формирование экспортно- ориентированной технозоны инновационной и высокоинтеллектуальной разработки программного обеспечения; создание системы притяжения инновационных идей, быстрого и эффективного их внедрения в производство и сферу услуг; формирование межрегионального финансового центра (с филиалами и представительствами международных и федеральных финансовых структур, наделенными статусом центров принятия решений), генерирующего инвестиционные потоки на базе развитой инновационно-ориентированной финансовой инфраструктуры.

Формирование в Екатеринбурге комфортной, экологически благополучной городской среды предполагает решение таких задач, как:

проведение активной политики природосбережения на основе внедрения научных и инженерно-технических достижений, введения экономических мер, стимулирующих использование природосберегающих технологий; применение энергосберегающих и экологически чистых технологий и материалов, создание отходоперерабатывающей индустрии  как одного из секторов городской экономики; совершенствование системы экологического мониторинга по всем компонентам природной среды путем координации действий органов контроля всех уровней.

Планируется сохранение и развитие парков и озелененных территорий общего пользования; создание и формирование системы экологически чистых территорий, развитие особо охраняемых природных зон как компонента городского природного комплекса.

Среди мер — улучшение качества благоустройства городской территории, совершенствование процесса управления ее содержанием; охват всех слоев населения экологическим просвещением, образованием, воспитанием, формирование активной гражданской позиции и ответственности. Программа обозначает задачу снижения уровня шумовой нагрузки на жителей столицы Урала.

Авторы программы выступают за выравнивание уровня социально-экономического развития территорий. В рамках решения этой задачи предполагается формирование зон опережающего экономического развития. Такие зоны на территории региона  будут создаваться при государственной поддержке, планируется расширение сферы влияния данных зон на смежные территории, а также снижение уровня дифференциации социально-экономического развития территорий Свердловской области.

Развитие сельских территорий предполагает повышение уровня жизни сельского населения; снижение дифференциации в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры; обеспечение занятости сельского населения; повышение престижности проживания в сельской местности, закрепление кадров на селе.

Основными механизмами решения поставленных программой задач являются: утверждение методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета в увязке с достижением целевых показателей программы; развитие государственно-частного партнерства в Свердловской области. Большое внимание уделяется выработке новых инструментов государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, стимулирующих:

- создание новых высокоэффективных рабочих мест с применением инновационных технологий;

- создание филиалов предприятий Свердловской области на территории муниципальных образований, отличающихся  низким уровнем собственного экономического потенциала;

- модернизацию и качественное обновление производства на основе современных инновационных технологий (неоиндустриализацию);

- энергосбережение, повышение энергоэффективности производства;

- региональное и межрегиональное кластерообразование;

- развитие производства экспортной продукции.

Внедряются  новые методы планирования и стимулирования деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и учреждений бюджетной сферы на основе:

- распределения ответственности за реализацию мероприятий Программы;

- внедрения системы индикативного планирования;

- адаптации системы ключевых показателей эффективности деятельности руководителей исполнительных органов госвласти Свердловской области к целям, задачам и целевым параметрам Программы;

- внедрения механизма стимулирования достижения руководителями исполнительных органов госвласти Свердловской области целевых значений ключевых показателей эффективности деятельности;

- детальной проработки системы критериев и показателей эффективности деятельности работников учреждений бюджетной сферы по достижению качественных результатов труда и  повышения стимулирующих функций оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.

По мнению разработчиков программы, осуществление предусмотренных в программе мероприятий позволит минимизировать последствия неблагоприятной экономической ситуации и стабилизировать социально-экономическое развитие Свердловской области на уровне, обеспечивающем реализацию и достижение параметров Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

Депутаты обсудили программу и приняли решение рекомендовать Областной Думе принять законопроект в первом чтении. Комитет решил создать рабочую группу под председательством Владимира Терешкова по доработке программы.  

*** 

Депутаты  приняли  к сведению  информацию главы Кушвинского городского округа и сняли с контроля решение комитета  по устранению замечаний и нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе проверки использования бюджетных средств, выделенных городскому округу на реализацию региональной адресной программы по проведению капремонта многоквартирных домов на 2008 год, а также о текущем состоянии жилищно-коммунального комплекса Кушвинского городского округа.

***  

Депутаты приняли к сведению информацию главы Красноуральского городского округа и сняли с контроля решение комитета по устранению замечаний и нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2008 году на развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа Красноуральск, а также о текущем состоянии жилищно-коммунального комплекса городского округа.  

***

Комитет  рассмотрел  информацию  главы Нижнесергинского муниципального района о мерах, принимаемых по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе проверки использования средств областного бюджета, выделенных Нижнесергинскому муниципальному району на строительство клуба в селе Аракаево, в том числе о плане-графике мероприятий, направленных на завершение строительства объекта не позднее декабря 2011 года.

Комитет рекомендовал областному правительству при внесении изменений  бюджет на 2011 год предусмотреть выделение из областного бюджета дополнительных средств на завершение строительства клуба в селе Аракаево, предусмотренного областной целевой программой «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011−2015 годы в объеме не менее 16,8 млн рублей.  

Видеоматериалы с заседания комитета и комментарий Владимира Терешкова можно скачать с ftp-сервера Законодательного Собрания по адресу: ftp://212.49.114.22/2011_02_28/