Апрель `2005
пнвтсрчтптсбвс
28293031010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293001
14 апреля 2005 года  —  версия для печати

14 апреля председатель Областной Думы Н. Воронин дал пресс-конференцию, посвященную итогам заседания Совета законодателей в Москве

Повестка дня заседания Совета законодателей: «Реформа местного самоуправления и первоочередные задачи по ее законодательному обеспечению»

Реформа местного самоуправления, — рассказал журналистам Николай Андреевич, — направлена на активное участие каждого гражданина в управлении и поэтому её реализация является важнейшей задачей всех органов государственной власти: федеральных, региональных и местных.

Поскольку этот закон затрагивает коренные интересы всех жителей Российской Федерации, его разработка и осуществление должны проводится аккуратно, грамотно, комплексно, и, самое главное, иметь задачу привлечь людей к местному самоуправлению, обеспечить реализацию прав граждан на получение тех социальных услуг, которые этот закон дает. В ходе заседания мы обменялись мнениями с руководителями многих законодательных органов, разговор получился содержательным.

В начале работы Совета законодателей слово было предоставлено президенту Российской Федерации В.В. Путину. Он отметил несколько принципиальных вопросов. Первое – сегодня надо постоянно проводить анализ готовности регионов, местного самоуправления к вступлению закона в силу в полном объеме с 1 января 2006 года. Мы, сказал Президент, должны учесть опыт реализации федерального закона № 122 и не повторять ошибки. Сегодня у нас есть еще восемь месяцев – вполне достаточно, чтобы изменить федеральное, региональное законодательство. Второе – Президент, его администрация будут постоянно держать руку на пульсе реформы местного самоуправления. Было отмечено, что сегодня региональные законодатели могут лучше оценить качество законопроекта, возможность его реализации и если вы видите какие-то проблемы, давайте оперативно их решать, исправлять, в том числе уточнять положения закона. Также было отмечено, что главное – не принудительный подход: задумали вот так нарезать, наделить, а разумный подход, с главной задачей – обеспечить улучшение жизни граждан, проживающих в муниципальных образованиях. Было прямо сказано – необходимо учитывать разнообразие регионов.

Выступление Президента России послужило хорошим напутствием к развернувшемуся затем обсуждению подготовки к реформированию местного самоуправления. В своих выступлениях, а их было четырнадцать, коллеги приводили положительные и отрицательные стороны законопроекта. Представители Ставропольского края и Новосибирской области рассказали, что по просьбе местных законодателей в порядке эксперимента им предоставили возможность ввести в действие федеральный закон о местном самоуправлении уже с 1 января 2005 года, потому что именно их модель была включена в новую редакцию закона.

Мы внимательно ознакомились с этим опытом, и я бы сказал, что пути решения одних и тех же вопросов у них разные. Если Новосибирская область избирает глав муниципальных образований, депутатов районов и городских округов, то в Ставропольском крае избирают депутатов поселенческих, каждое поселение делегирует своих представителей в городской округ, он формируется на выборах, а делегированные депутаты муниципального района избирают главу муниципального района.

В Новосибирской области 2 700 тысяч жителей, у них 490 муниципальных образований. В Ставропольском крае 330 муниципальных образований, а, например, в Московской области, где пять с половиной миллионов жителей, всего 72 муниципальных образования, меньше, чем у нас, в Свердловской области.

Мы очень переживали, что в ходе разговора будут приняты жесткие рекомендации идти по какому-то одному пути. И очень приятно, что этого не произошло.

Поднимались многие существующие проблемы: несовершенство некоторых положений закона, многие коллеги критиковали систему существования в муниципальном районе городского поселения в виде центра этого района. Много вопросов было по межбюджетным отношениям. Система распределения доходов приводит к тому, что большинство поселений будут иметь бюджеты на 70-80 процентов дотируемые из вышестоящих бюджетов. Таким образом не решается проблема независимости, самостоятельности муниципальных образований. Были высказывания о том, и это поддержал и Президент России В.В. Путин, и председатель Совета Федерации С.М. Миронов, что надо рассмотреть вопрос о расширении полномочий субъектов Российской Федерации в определении финансовой и экономической базы муниципальных образований. То есть все-таки разрешить дифференцированный подход, как, кстати, в Свердловской области, мы налог на прибыль, подоходный налог распределяем от 3 до 100 процентов по муниципальным образованиям в зависимости от дохода, тем самым повышаем доходность муниципальных образований и снижаем их дотации.

Очень много вопросов было связано с тем, что сегодня Правительство Российской Федерации не обеспечивает реализацию законопроектов на уровне России. Например, в октябре мы должны провести выборы руководителей всех муниципальных образований. Для этого должны быть разработаны, утверждены и приняты Уставы, а они должны быть зарегистрированы Министерством юстиции. И Уставы должны регистрироваться в соответствии с федеральным законом, которого сегодня пока нет. Возникает вопрос, как мы можем выбирать руководителей муниципальных образований, Уставы которых не зарегистрированы, потому что министерство юстиции не имеет законной базы для регистрации.

Были предложения о том, что необходимо установить некую поэтапность, по готовности регионов к введению 131 закона с 1 января 2006 года.

Обращаясь к нам, в заключение С.М. Миронов сказал, что он ожидал более жесткой критики закона, но, тем не менее, все положения закона, не устраивающие регионы, в ходе обсуждения прозвучали. В постановлении Совета законодателей записано много рекомендаций, было решено создать рабочую группу на уровне Совета законодателей, той комиссии, которая готовила 131 закон и рассмотреть все прозвучавшие замечания и предложения, а, в случае необходимости, подготовить соответствующие федеральные законы.

В заключение Президент России В.В. Путин отметил, что, безусловно, надо сегодня решать эти проблемы, чтобы на законодательном уровне не было сложностей в реализации закона. Он поддержал идею расширения полномочий субъектов при регулировании межбюджетных отношений, в вопросах, связанных с определением границ и статуса муниципальных образований.

Необходимо предусмотреть все последствия проводимой реформы. И это надо сделать до 1 января 2006 года. Были даны поручения Правительству РФ по подготовке ряда законопроектов, выполнение поручений будет контролировать администрация Президента России.

Главный вывод – нельзя всех, как говорится, стричь всех под одну гребёнку, должен быть серьезный, вдумчивый подход к организации реформы местного самоуправления. Президент одобрил мысль о том, что нам не надо гнаться за количеством муниципальных образований, надо наоборот, подумать об их укрупнении.

Предстоит большая работа. Уже в ближайшее время мы получим пакет из 4 законопроектов, связанных с реформированием местного самоуправления, а в целом до конца года нам предстоит принять порядка 6-8 законопроектов, чтобы быть готовыми к реализации закона о местном самоуправлении. Во многих выступлениях поддержана идея городского округа как одного из главных элементов местного самоуправления. По такому же как и мы пути пошла Московская область, взяв за основу городской округ.

Через два месяца на Совете законодателей мы вернемся к рассмотрению этого вопроса, посмотрим, как выполняются рекомендации, заслушаем представителей Правительства РФ как готовятся законопроекты. Совет законодателей совместно с Советом Федерации будет постоянно проводить мониторинг о состоянии дел по подготовке реформы местного самоуправления.