В начале заседания депутаты назначили на новый пятилетний срок двадцать четыре мировых судьи Свердловской области, одного судью – на первый трехлетний срок, двоих – перевели на другие участки (в связи с малой нагрузкой на прежних). Приняты и направлены для одобрения в Палату Представителей Законы Свердловской области “О внесении изменений в Областной закон “Об Уставном Суде Свердловской области”, В первом чтении принят проект областного закона “Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района или городского округа, расположенного на территории Свердловской области, в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами”. В условиях контракта определены дополнительные права и обязанности для глав муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами. В первом чтении внесены изменения в ряд областных законов, которые приводятся в соответствие с федеральными законами и Жилищным кодексом Российской Федерации. Депутаты заслушали информацию Правительства Свердловской области о ходе отопительного сезона 2004−2005 годов в Свердловской области. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отметила, что с октября 2004 года по январь 2005 года крупных аварийных ситуаций на территории Свердловской области не зафиксировано. По сравнению с отопительным сезоном 2003−2004 годов общее количество аварий снизилось на 8 процентов, в том числе аварий на тепловых сетях – на 44 процента, аварий на газовых сетях – на 46 процентов. Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области осуществляется ежедневный мониторинг аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения городов и районов, наличия топлива в котельных. В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, создан обязательный резерв материально-технических ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Снизилась общая сумма задолженности муниципальных образований перед поставщиками энергоносителей на 240 млн. рублей, однако за прошедший год выросла задолженность за электроэнергию на 27 млн. рублей (на 3,4 процента), за котельное топливо (газ, уголь, дрова, мазут) – на 37 млн. рублей (на 5,2 процента). Несмотря на то, что общая сумма задолженности по коммунальным платежам снизилась на 190 млн. рублей (значительная динамика в снижении указанной задолженности отмечается у бюджетных организаций, чей совокупный долг по состоянию на 1 января 2005 года составил 636,9 млн. рублей), рост задолженности населения составил 452 млн. рублей. Анализ состояния задолженности по финансированию расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства показывает, что в настоящее время в 27 муниципальных образованиях кредиторская задолженность перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов в 1,5-2 раза превышает дебиторскую задолженность за предоставленные организациям и населению коммунальные услуги. Кризисная ситуация сложилась в основном в муниципальных образованиях Восточного и Западного управленческих округов Свердловской области. По состоянию на 1 марта 2005 года кредиторская задолженность организаций жилищно-коммунального хозяйства Восточного управленческого округа за поставленные топливно-энергетические ресурсы составляет 987,4 млн. рублей, из них 73 процента – просроченная задолженность. За январь – февраль 2005 года объем кредиторской задолженности возрос на 20 процентов. В муниципальных образованиях Западного управленческого округа за январь – февраль 2005 года кредиторская задолженность увеличилась с 634,7 млн. рублей до 690,2 млн. рублей (на 9 процентов), дебиторская задолженность – с 512,3 млн. рублей до 586,5 млн. рублей (на 13 процентов). По информации Правительства Свердловской области, основными причинами сохранения значительной задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства являются: - тарифная политика, проводимая органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; - бюджетная политика, реализуемая органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обусловленная, в значительной степени, недостатком финансовых ресурсов; - несоблюдение потребителями обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, по состоянию на 1 декабря 2004 года в муниципальном образовании Талицкий район установленный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг был ниже рекомендованного размера их стоимости (80 процентов), составив только 50 процентов стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжению. В ряде муниципальных образований Восточного управленческого округа несвоевременно осуществлялся пересмотр тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Например, в муниципальных образованиях город Алапаевск и Алапаевский район действовали тарифы, утвержденные 1 октября 2002 года и 1 февраля 2003 года соответственно. В Западном управленческом округе отмечается аналогичная ситуация. Так, в муниципальном образовании Красноуфимский район действовали тарифы, утвержденные 1 февраля 2003 года. Несвоевременная корректировка тарифов в жилищно-коммунальной сфере приводит к росту задолженности жилищно-коммунальных организаций перед поставщиками, ухудшению положения социально незащищенных слоев населения, не позволяя им претендовать на получение субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг, снижению объемов межбюджетных трансфертов, выделяемых для обеспечения выплаты субсидий категориям граждан, имеющим право воспользоваться субсидиями на оплату жилого помещения и оплату услуг. На структуру задолженности перед поставщиками оказывают воздействие особенности учета средств, передаваемых при предоставлении местным бюджетам финансовой помощи из областного бюджета. Так, в муниципальном образовании город Алапаевск 68 процентов кредиторской задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы составляет прочая задолженность в сумме 193,5 млн. рублей, которая отражает задолженность по бюджетным ссудам и кредитам, предоставленным из областного бюджета местному бюджету на погашение кредиторской задолженности либо на обеспечение поставок твердого топлива для объектов социальной сферы. Следует отметить, что в отдельных муниципальных образованиях дебиторская задолженность потребителей коммунальных услуг значительно превышает уровень кредиторской задолженности перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. При этом одной из основных причин сохранения дебиторской задолженности являются неплатежи населения. Например, в муниципальном образовании город Екатеринбург эта причина сохранения задолженности является единственной. Депутаты предложили Правительству Свердловской области ежемесячно представлять в Областную Думу информацию о ходе отопительного сезона в Свердловской области, состоянии кредиторской и дебиторской задолженностей по финансированию расходов в жилищно-коммунальной сфере в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, соответствии уровня тарифов и стоимости жилищно-коммунальных услуг в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, региональным стандартам, используемым для расчета субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и определения объемов предоставляемых местным бюджетам соответствующих субвенций. Депутаты предложили оптимизировать структуру представляемых сведений, выделив информацию о бюджетных ссудах и кредитах, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на погашение кредиторской задолженности либо на обеспечение дальнейших поставок твердого топлива для объектов социальной сферы. Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, было предложено своевременно корректировать тарифы в жилищно-коммунальной сфере. Также депутаты заслушали информацию Правительства Свердловской области о мероприятиях, осуществляемых в целях формирования жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда Свердловской области. Депутаты отметили, что в 2003−2004 годах Правительством Свердловской области проведена существенная работа по созданию условий для обеспечения жильем граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, а также для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. C 2004 года осуществляются мероприятия, направленные на формирование государственного жилищного фонда Свердловской области, назначение жилых помещений которого в составе жилищного фонда социального использования (специализированного жилищного фонда) будет определяться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Ежегодно при формировании областной адресной инвестиционной программы предусматриваются мероприятия по отселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2003 и 2004 годах на решение этой задачи из средств областного бюджета было направлено 0,7 млн. рублей и 21,1 млн. рублей соответственно. В 2005 году на финансирование указанных мероприятий предусмотрено выделить 22,07 млн. рублей. Необходимость централизованного финансирования мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного фонда обусловлена масштабностью проблемы и отсутствием в бюджетах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, достаточных финансовых ресурсов. По информации Правительства Свердловской области, для отселения граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях, требуется около 19,5 млрд. рублей, поэтому в Перечень проектов областных государственных целевых программ, подлежащих разработке в 2005 году для реализации в 2006 и последующих годах, включена областная государственная целевая программа “Строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Свердловской области” на 2006−2008 годы с общим объемом финансирования 84 млн. рублей. Следует отметить, что согласно федеральному законодательству, жилые помещения, построенные с использованием средств областного бюджета и предоставляемые гражданам по договорам социального найма, с 1 марта 2005 года не подлежат приватизации и включаются в состав государственного жилищного фонда Свердловской области или передаются в муниципальный жилищный фонд муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Помимо строительства жилья для переселения в него граждан, областной адресной инвестиционной программой предусматривается финансирование мероприятий по сокращению количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, для решения этой задачи в 2004 году при реализации областных государственных целевых программ “Строительство жилья, развитие газификации и социальной инфраструктуры Свердловской области” и “Социальное развитие села” из областного бюджета было выделено 250,6 млн. рублей, в том числе на финансирование строительства жилья с предоставлением застройщикам материальной поддержки на условиях оплаты в рассрочку – 192,7 млн. рублей. В 2005 году строительство жилья предполагается осуществлять при реализации областной государственной целевой программы “Социальное развитие села” и мероприятий, включенных в непрограммную часть областной адресной инвестиционной программы. При этом из областного бюджета планируется выделить 208,7 млн. рублей, в том числе: - на строительство жилья с предоставлением застройщикам материальной поддержки на условиях оплаты в рассрочку – 33 млн. рублей; - на отселение граждан из аварийного жилья – 22,07 млн. рублей; - на обеспечение жильем граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья, – 153,6 млн. рублей. Кроме того, на возвратных условиях для оказания финансовой поддержки гражданам, осуществляющим строительство (приобретение) жилья, предполагается выделить из областного бюджета 33 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых специалистов, прибывших на работу в государственные и муниципальные образовательные, медицинские и фармацевтические организации, организации культуры, расположенные в поселках городского типа, – 2 млн. рублей, на обеспечение жильем сотрудников Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн – 31 млн. рублей. Депутаты предложили Правительству Свердловской области установить порядок учета жилищного фонда социального использования (специализированного жилищного фонда) Свердловской области, представить в срок до 1 июня 2005 года в Областную Думу информацию о составе, состоянии и технических характеристиках, формах использования находящихся в собственности Свердловской области жилых помещений, в том числе, переданных в оперативное управление или хозяйственное ведение областным государственным учреждениям или областным государственным унитарным предприятиям, которые должны быть отнесены в соответствии с федеральным законодательством к жилищному фонду социального использования (специализированному жилищному фонду) Свердловской области, а также ускорить разработку и внесение на рассмотрение Областной Думы долгосрочной областной государственной целевой программы “Строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Свердловской области” на 2006−2008 годы. “О внесении изменений в областную государственную целевую программу “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Свердловской области” на 2003−2007 годы”, “О внесении изменений в Областной закон “О наградах, почетных званиях Свердловской области и наградах высших органов государственной власти Свердловской области”, “Об уведомлениях о проведении публичного мероприятия на территории Свердловской области”, “О внесении изменений в Областной закон “О здравоохранении в Свердловской области”, “О внесении изменений в Закон Свердловской области “О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области”, “О внесении изменений в Закон Свердловской области “О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области”, “О признании утратившим силу Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области”.
|