Июнь `2006
пнвтсрчтптсбвс
29303101020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829300102
16 июня 2006 года  —  версия для печати

Семинар-совещание по проблемам транспорта завершил свою работу

В Екатеринбурге работа семинара-совещания депутатов Государственной Думы – членов комитета по энергетике, транспорту и связи, посвященная нормативно-правовому обеспечению регионального и местного транспортного сообщения, началась в необычном режиме: депутаты спустились в метро, на глубину 40 метров, на место строительства станции «Чкаловская».

В сопровождении председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимира Машкова, главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, руководителей «Метрострой-ПТС», депутаты Госдумы во главе с председателем комитета Валерием Язевым  побывали в левом и правом перегонных тоннелях строящейся ветки метро, осмотрели простаивающий без работы из-за нехватки финансирования  горно-проходческий комплекс «Вирт».

Участники «подземного» совещания пришли к выводу, что необходимо увеличить ежегодный объем финансирования строительства метро, направляемый на эти цели из   федерального бюджета, при этом   соотношение местных региональных и перечисляемых из Москвы средств должно составлять   пропорцию 50 на 50.  Валерий Язев подчеркнул, что экономическая ситуация в стране и  профицит федерального бюджета позволяют надеяться на положительное решение вопроса, связанного с увеличением доли федеральных финансовых средств в строительстве метрополитена в столице Урала.

Как сообщил Владимир Машков: «Необходимо 8 миллиардов, чтобы к 2010 году полностью закончить две станции и завершить строительство первой линии екатеринбургского метро. Идеальная ситуация – когда по миллиарду рублей  в год дают субъект и федерация. Именно о такой  схеме финансирования мы будем пытаться договориться».

На следующий день, выступая на пленарном заседании семинара,  председатель Областной Думы Николай Воронин  отметил, что вопросы развития  транспортной системы ежегодно находят свое отражение в законе об областном бюджете. Разработана государственная целевая программа развития сети автомобильных дорог на 2006−2008 годы. В ходе ее реализации  увеличится протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, улучшится транспортная доступность отдельных населенных пунктов и экологическое состояние воздушной среды в ряде городов, повысится безопасность дорожного движения в городе Екатеринбурге, будут решены многие другие проблемы, подчеркнул спикер областного парламента.

Первый заместитель Председателя Правительства Свердловской области Владимир Молчанов  в своем выступлении на совещании сказал: «Транспорт – это  артерии, по которым приходит кровь во все отрасли нашей экономики. За прошлый год по территории Свердловской области перевезено 604 миллиона пассажиров, это значит, что практически все население Российской Федерации мы перевезли четыре раза. В нашем регионе 11 тысяч километров дорог состоят на балансе области и 800 километров дорог федерального значения. Из аэропорта Кольцово самолеты отправляются в двадцать семь государств, только на Москву уходят девять рейсов. Огромную роль в развитии российской экономики играет и Свердловская железная дорога, особенно если принять во внимание, что наша область – третья в России (после Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа)  по объемам промышленного производства».

Участники совещания отметили, что пассажирский общественный транспорт остается одним из важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности страны, об этом говорит и статистика. В 2005 году таким транспортом в России было перевезено 28,6 миллиарда человек, в том числе городскими и пригородными автобусами – 11 миллиардов, троллейбусами – 4,6, трамваями – 4,1, метро — 3,6 миллиарда человек.  

Самая главная проблема городского наземного транспорта – прогрессирующий износ подвижного состава. Например, около 70% трамваев в стране имеют срок службы свыше 15 лет.

В 2002 – 2005 годах официально действовала  подпрограмма реформирования пассажирского транспорта общего пользования в рамках федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России. Решением российского правительства  от 21 апреля 2006 года реализация подпрограммы была приостановлена, поскольку с 2002 года ее финансирование составило лишь 1% от планируемых средств.

Пригородный железнодорожный пассажирский транспорт  в 2005 году обеспечил перевозку 1,2 миллиарда пассажиров, при этом рост по сравнению с предыдущим годом составил 40%. В то же время,  в России дефицит электро- и дизельпоездов составляет около 900 единиц.

Продолжает развиваться метро в одиннадцати российских мегаполисах, кроме этого, по принципам метрополитена строится подземная часть скоростного трамвая в Волгограде. Сейчас в России действует правительственная программа развития метрополитенов до 2015 года. В 2003−2006 годах на строительство линий метрополитенов в рамках этой программы должно быть направлено 170,9 миллиарда рублей. Ожидаемое финансирование до конца 2006 года составляет 24 миллиарда рублей из федерального бюджета и 52,7 миллиарда – из региональных (соответственно 76% и 40% от запланированного). Участники совещания отметили, что при таком распределении расходов на строительство, когда более чем на 80% они обеспечиваются региональными бюджетами, выполнение программы в установленные сроки невозможно.

Так же было отмечено, что в целях усиления госнадзора за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета, вместе с региональными властями необходимо  рассмотреть вопрос о передаче функций единого госзаказчика по строительству метрополитенов Рострою.  

Горячо обсуждался на совещании вопрос о компенсации расходов для всех видов общественного транспорта. Как выяснилось, «монетизация льгот» практически не улучшила финансовое положение предприятий пассажирского транспорта — размер убытков транспортников по отношению к эксплуатационным доходам лишь уменьшился с 8% до 7%.

В 2006 году на субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации для компенсации расходов на перевозку  «льготников»  было заложено только около четырех миллиардов рублей. Есть опасения, что в российском бюджете-2007 такие расходы вообще не будут предусмотрены, считают участники совещания. При таком подходе к решению проблемы «монетизации льгот», не исключен риск роста социальной напряженности, который страна уже переживала в начале 2005 года.

Участники совещания получили информацию о подготовленном Минтрансом проекте федерального закона об Уставе автомобильного и городского наземного  электрического пассажирского транспорта, о законопроекте, определяющем основные правила транспортного обслуживания населения на регулярных маршрутах и соответствующие полномочия местных органов власти.  Законы эти до сих пор не приняты, и это очень тормозит развитие региональной законодательной базы. Об этом на совещании говорили депутаты региональных парламентов, приехавшие в Екатеринбург со всей России – от Сахалина до Санкт-Петербурга.

Подводя итоги совещания,   заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи  Юрий Сентюрин отметил, что столица Урала местом проведения семинара была выбрана не случайно. Территория Екатеринбурга, Свердловской области обладает чрезвычайно развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, поэтому информация, которую получили здесь  законодатели и представители исполнительной власти, станет очень хорошим фундаментом для принятия качественных, взвешенных законов и управленческих решений.