Апрель `2007
пнвтсрчтптсбвс
26272829303101
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30010203040506
2 апреля 2007 года  —  версия для печати

Состоялось заседание комиссии Областной Думы по вопросам местного самоуправления (председатель – Галина Артемьева).

Члены комиссии рассмотрели вопрос о работе органов местного самоуправления Березовского и Качканарского городских округов по привлечению населения к охране общественного порядка.

В заседании  участвовали депутаты Областной Думы Владимир Терешков, Владимир Машков, Дмитрий Нисковских, Владимир Русинов, депутаты Палаты Представителей Владимир Никитин и Виктор Шептий, члены комиссии Виктор Миронов, Полномочный представитель Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в палатах Законодательного Собрания Свердловской области,  Ирина Литвинова, заведующая отделом по взаимодействию с Законодательным Собранием Свердловской области Губернатора Свердловской области,  Геннадий Русских, председатель Думы Качканарского городского округа, представители областного правительства, органов местного самоуправления. В заседании комиссии принял участие председатель Счетной палаты Андрей Измоденов.  Комиссия рассмотрела пять вопросов повестки дня.

О добровольных народных дружинах

Члены комиссии рассмотрели вопрос о  работе органов местного самоуправления Березовского и Качканарского городских округов по привлечению населения к охране общественного порядка. Правовую основу привлечения населения к охране общественного порядка в Свердловской области составляют Указ Губернатора  «Об утверждении межведомственной комплексной программы профилактики правонарушений в Свердловской области на 2006 год», ряд постановлений областного правительства, в том числе постановление « О мерах по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в муниципальном образовании город Екатеринбург и городском округе Заречный, доведение материально-технического обеспечения подразделений милиции общественной безопасности Управления внутренних дел по городу Екатеринбургу до норм положенности, а так же о мерах по улучшению контрольно-пропускного режима в санитарно-защитной зоне Белоярской атомной электростанции», в соответствии с которым предлагается администрациям Екатеринбурга и Заречного в первом полугодии 2007 года определить меры по созданию добровольных народных дружин, определить систему стимулирования граждан, добровольно участвующих в охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

В Качканарском и Березовском городских округах  добровольные народные дружины были сформированы  на основе решений органов местного самоуправления.

В Качканаре дружинников  по решению городской думы  поддерживают за счет средств местного бюджета. Им предоставлен бесплатный проезд на общественном транспорте, освобождение в размере 50 % от оплаты за тепловую и электрическую энергию в жилых домах независимо от форм собственности и размера  занимаемой площади, ежегодное государственное страхование. Если дружинник, работающий в муниципальном учреждении, в течение календарного года  не менее 30 раз выходил на дежурство, он имеет право на дополнительный трехдневный ежегодный оплачиваемый отпуск. 

Постановлением главы Березовского городского округа создана дружина по охране общественного порядка и штаб для руководства и взаимодействия администрации округа  и дружины. Организационно-методическое руководство дружиной осуществляет штаб, утверждаемый главой городского округа.

И Качканаре, и в Березовском дружины работают в тесном контакте с отделом внутренних дел. Сотрудники милиции возглавляют  патрульные группы добровольных дружин,  инструктируют и обучают дружинников, информируют об оперативной обстановке.

Члены комиссии по местному самоуправлению считают, что опыт Качканара и Березовского по привлечению населения к охране общественного порядка может быть использован  и в других муниципалитетах Свердловской области при условии устранения имеющихся недостатков в правовом оформлении этой работы. По решению комиссии для   выработки рекомендаций  органам местного самоуправления по правовому регулированию участия населения в охране общественного порядка  создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Владимир Русинов (руководитель рабочей группы), Виктор Шептий (зам. руководителя рабочей группы), Владимир Терешков, Дмитрий Нисковских,  глава Березовского городского округа Вячеслав Брозовский, Виктор Миронов, Полномочный представитель Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области в палатах Законодательного Собрания Свердловской области, Геннадий Русских, председатель Думы Качканарского городского округа, Александр Шполтаков, председатель Думы городского округа Верхняя Пышма.

Об обращении с отходами производства и потребления

Члены комиссии рассмотрели вопрос «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Свердловской области».

На  территории Свердловской области зарегистрировано 1351 действующих и законсервированных объектов размещения отходов производства и потребления и 88 рекультивируемых. Общая площадь объектов размещения отходов занимает около 19 гектаров.

На 1 января 2007 года поставлен на ветеринарный учет 501 объект утилизации биологических отходов (скотомогильник). Необходимо отметить, что из 72 муниципальных образований только 14 имеют скотомогильники. Это Асбестовский городской округ, городской округ Богданович, муниципальное образование «город Екатеринбург», город Каменск – Уральский, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, город Нижний Тагил, Новоуральский городской округ, Полевской городской округ, городской округ Ревда, Североуральский городской округ, городской округ Сухой Лог, Талицкий городской округ, городской округ «город Лесной», городской округ Красноуральск.

Практически во всех муниципальных образованиях разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по обращению с бытовыми и промышленными отходами.  Например,  в  Каменск — Уральском разработан и поэтапно реализуется проект перспективной схемы санитарной очистки города. В Асбестовском городском округе за счет средств местного бюджета приобретены гусеничный экскаватор, бульдозер и мусоровоз кузовной с механизированной боковой загрузкой на общую сумму 5 285 тыс. рублей.

Вместе с тем,  в ряде муниципальных образований Свердловской области нормативному обеспечению деятельности по обращению с отходами производства и потребления уделяется недостаточное внимание.

В муниципальных образованиях с наиболее неблагополучной экологической обстановкой –  в Екатеринбурге,  Каменск-Уральском, Режевском, в Верхней Пышме  у владельцев объектов размещения нефтесодержащих отходов 3-4 класса опасности отсутствуют утвержденные лимиты на их размещение. По информации Правительства Свердловской области, установление лимитов на размещение отходов в настоящее время не осуществляется, так как не принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не подписано и соглашение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти в сфере экологии и природопользования и Правительства Свердловской области, регламентирующее вопросы разрешительной и контрольной деятельности в данной сфере.

Члены комиссии отметили, что  в Свердловской области существует серьезная проблема размещения, переработки, обезвреживания отходов (в т.ч. высокотоксичных). Выступившая на заседании комиссии Галина Пахальчак, заместитель министра природных ресурсов Свердловской области, отметила, что обращение с отходами (за исключением высокотоксичных отходов) – это функция местного самоуправления. «В Свердловской области 80% свалок не имеют разрешительных документов. Для того, чтобы получить лицензию, надо иметь землеотводные документы и проектную документацию. Стоимость проектных работ – минимум 300 тысяч рублей,  поэтому у муниципалитетов порой просто нет средств на получение лицензии» — сказала Г.Ю. Пахальчак на заседании комиссии. Сегодня муниципалитеты могут получить средства на решение этого вопроса из Фонда муниципального развития, но это может произойти опять же только при наличии проектной документации и гарантий субсидарного финансирования, когда 50% необходимых средств выделяет Фонд, а 50% — сам муниципалитет. Даже при такой схеме финансирования, муниципалитету достаточно сложно изыскать средства на лицензирование свалок. Поэтому комиссия рекомендовала областному правительству, используя опыт Ленинградской области, предусмотреть в областной государственной целевой программе «Экология и природные ресурсы Свердловской области» разработку проектной документации на строительство объектов размещения бытовых отходов для дотационных муниципальных образований с последующим их строительством с финансированием из областного фонда муниципального развития.

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства при обращении с отходами осуществляется рядом федеральных органов и  уполномоченными органами исполнительной власти Свердловской области (Министерством природных ресурсов Свердловской области, СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» и др.).  В 2006 году уполномоченными органами исполнительной власти Свердловской области проведено 575 проверок соблюдения законодательства об обращении промышленных и бытовых отходов. При этом выявлено 1800 нарушений  в области обращения с отходами, для устранения которых выдано 2145 предписаний. Возбуждено 223 производства об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц, наложено штрафов на общую сумму более 2 миллионов рублей.

Комиссия обратилась в комитет Областной Думы по бюджету, финансам и налогам с предложением рассмотреть возможность подготовки законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части зачисления средств, поступающих от взыскания административных штрафов, в бюджеты муниципальных образований, на территории которых было совершено административное правонарушение).

  Кроме этого, рекомендовали органам местного самоуправления обеспечить разработку и реализацию муниципальных программ по обращению с отходами, предусмотрев в них меры по оборудованию объектов утилизации отходов и по  рекультивации полигонов, выведенных из эксплуатации. Комиссия рекомендовала органам МСУ  разработать концепцию эффективной системы управления бытовыми отходами в муниципальных образованиях, организовать систему экологического мониторинга на объектах размещения бытовых отходов.

О контрольных органах

На заседании комиссии был рассмотрен вопрос  о реализации в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, требований федерального законодательства в части организации контрольной деятельности.

Андрей Измоденов, председатель Счетной палаты Законодательного Собрания Свердловской области,  выступая на заседании комиссии, сказал, что в Свердловской области в 54  муниципальных образованиях созданы контрольные органы. В Уставах 41 муниципального образования контрольные органы предусмотрены в структуре органов местного самоуправления, в 26 таких муниципальных образованиях  контрольные органы уже созданы.    Из 31 муниципального образования, где в структуре органов МСУ нет контрольных органов, представительные органы 19 муниципальных образований реализовали свое право на создание счетных палат в составе своих аппаратов.

Комиссия решила направить аналитическую записку  по результатам анализа действующего федерального и областного законодательства и муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального финансового контроля, главам муниципальных образований и в Думы муниципальных образований, в Правительство  Свердловской области.

Об оценке муниципальной собственности

Комиссия по местному самоуправлению одобрила законодательное предложение по внесению изменений в статью 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».  Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подготовлен в связи с необходимостью законодательного урегулирования проблем, возникающих при совершении сделок с  имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, обязательно проведение оценки. Проведение оценки обязательно и в случае разграничения муниципального имущества между органами местного самоуправления, необходимого для осуществления полномочий в соответствии с Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, требования об обязательном проведении оценки распространены на случаи совершения сделок по передаче муниципального имущества в аренду.

Таким образом, органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по владению, пользованию и распоряжению соответствующим имуществом, обязаны обеспечить проведение оценки имущества, что влечет за собой дополнительные неоправданные затраты средств местных бюджетов, поскольку рыночная стоимость этого имущества не имеет практического значения при безвозмездном отчуждении имущества и сдаче его в аренду, кроме этого,  замедляются процедуры заключения сделок. Поправка в статью 8 говорит о том, что «действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при разграничении имущества между муниципальными образованиями, а также при безвозмездном отчуждении объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, при передаче его в аренду, безвозмездное пользование».

Принятие данного законопроекта позволит сократить расходы местных бюджетов и ускорит совершение сделок по передаче имущества в аренду, а также по передаче имущества, необходимого для осуществления полномочий, установленных федеральным законом.

Комиссия направила законодательное предложение  в бюджетный и промышленный комитеты Областной думы с предложением рассмотреть и внести на совместное заседание палат Законодательного Собрания Свердловской области.