ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ. Во втором и третьем чтении приняты областные законы о внесении изменений в статьи 34 и 38 закона «О государственной службе Свердловской области» и о внесении изменений в областную государственную целевую программу «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007 – 2009 годы». Одобренные депутатами изменения коснулись изложения ряда глав областного закона о государственной службе и новой редакции статьи, регламентирующей право государственного служащего на пенсию за выслугу лет. Корректировке подверглась областная государственная целевая программа развития сельского хозяйства. Акцент в новой ее редакции сделан на развитии птицепрома, а также молочного и мясного животноводства. Представленные на нынешнем заседании поправки были ранее обсуждены и одобрены на заседаниях соответствующих комитетов областной Думы. * Во втором чтении приняты изменения в областную государственную целевую программу «Осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах областных государственных учреждений социальной сферы в Свердловской области» на 2005 – 2007 годы». * Депутаты обсудили также проект областного закона о внесении изменений в Перечень объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению. По словам выступившего с докладом по этому вопросу заместителя министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Валерия Дубовцева, принятие законопроекта обусловлено необходимостью исключения из перечня ряда объектов недвижимого имущества для того, чтобы в дальнейшем органы исполнительной власти могли распорядиться ими в установленном законом порядке: привлечь инвесторов для восстановления руинированных памятников, провести реконструирование или восстановление зданий. В ходе обсуждения этого вопроса, депутаты пришли к решению о необходимости принятия законопроекта в первом чтении. * Оживленное обсуждение депутатов вызвали проекты областных законов об областных государственных целевых программах «Совершенствование оказания медицинской помощи населению на территории Свердловской области» на 2008−2010 годы» и «Спасение жизни людей и защита их здоровья при чрезвычайных ситуациях» на 2008−2010 годы». Их на заседании Областной Думы представил министр здравоохранения Свердловской области Михаил Скляр. По его словам, в нынешнем году заканчивается действие целевой программы по совершенствованию оказания медицинской помощи населению, которая была рассчитана на 2005−2007 годы. Новая программа, разработанная правительством области также охватывает трехлетний период. На ее реализацию потребуется 453 миллиона рублей. Большая часть средств – 60 процентов – будет направлена на приобретение необходимых вакцин, современного медицинского оборудования, внедрение передовых технологий в лечении больных. В рамках этой программы предполагается в ближайшие три года сосредоточить усилия на трех направлениях. Это – развитие и совершенствование диагностической базы областных учреждений здравоохранения, повышение качества донорской крови и ее компонентов, профилактика санитарно-эпидемиологического благополучия жителей области. Для повышения уровня диагностики заболеваний на наиболее ранних этапах развития будет закуплено новейшее оборудование, в том числе рентгеновские аппараты и аппараты ультразвуковой диагностики, искусственной вентиляции легких, санитарные автомобили и машины скорой помощи. Существенное обновление материально-технической базы ждет и медицинские и биохимические лаборатории, станции переливания крови. Для обеспечения иммунизации населения будет закуплено более трех миллионов доз вакцин для медицинских учреждений, как областного подчинения, так и муниципальных образований. Проведение масштабной вакцинопрофилактики на Среднем Урале дает заметный экономический эффект от снижения заболеваемости – более миллиарда рублей в год. Депутаты Областной Думы, обсуждая представленный законопроект, отметили отсутствие четко обозначенных результатов реализации целевой программы. Эта мысль прозвучала в выступлениях ряда депутатов. Содокладчик по вопросу повестки представитель комитета Областной Думы по социальной политике Андрей Рожков предложил, одобрив программу в первом чтении, внести соответствующие поправки ко второму чтению в Облдуме. Заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов предложил при принятии этого закона учесть возможности, которые представляются Бюджетным кодексом РФ по участию муниципальных образований в улучшении оснащения их лечебных учреждений и создании на их уровне аналогичных медицинских программ. * Следующий законопроект, представленный Михаилом Скляром, также вызвал обстоятельное обсуждение и это не случайно, ведь речь зашла о спасении жизней людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. В Свердловской области ежегодно происходит около 9 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет до тысячи людей, а еще около 12 тысяч – получают травмы, нередко заканчивающиеся инвалидностью. Причем страдают в этой ситуации, как правило, наиболее активные люди в возрасте до 30 лет. Основная причина смерти в результате дорожной аварии – шок и большая кровопотеря от полученных травм, несвоевременность оказания первой медицинской помощи, неправильная транспортировка пострадавших. Это и не удивительно – большинство тяжелых аварий происходят на трассах федерального значения, а значит на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов. В минувшем году в Свердловской области, впервые на уровне субъекта федерации, начали реализовывать «пилотный» проект по работе трассовых пунктов медицины катастроф. Передвижной пункт спасателей был впервые в России разработан в Свердловской области и заслужил высокую оценку Президента РФ Владимира Путина, который осенью 2006 года ознакомился с ним в ходе выездного заседания Государственного совета в Кургане. В настоящее время на Среднем Урале действуют три таких пункта: на посту ГИБДД в поселке Кашино (по Челябинскому тракту), на посту ГИБДД в поселке Дружинино (по Московскому тракту) и на посту ГИБДД в Талице (Сибирский тракт). Планируется открыть еще один пункт на Линевском посту ГИБДД под Нижним Тагилом, который будет обеспечивать работу на Серовском тракте. В результате работы этих трассовых пунктов медицины катастроф уже удалось в разы сократить количество смертей во время дорожных аварий. По итогам первого этапа работы была разработана целевая программа, предполагающая в течение ближайших трех лет создать сеть таких пунктов на наиболее опасных участках дороги. Всего за три года намечается создать еще 27 пунктов спасателей, которые будут находиться друг от друга примерно на расстоянии 30 километров и тем самым полностью закроют потребность области в экстренной медицинской помощи. На таких пунктах будут круглосуточно дежурить по две бригады – два фельдшера и два водителя, которые пройдут предварительное обучение в региональном Центре медицины катастроф. Они смогут не только оперативно прибыть на место происшествия (расчетное время 5 – 12 минут) и оказать первую медицинскую помощь, но и проделать более сложную работу, связанную со спасением людей из смятого или горящего автомобиля. За год должны пройти обучение порядка 700 человек, которые будут работать на трассах Свердловской области. Также в перспективе планируется провести обучение и работников постовых служб ГИБДД. Представленный законопроект был принят депутатами в первом чтении. По предложению депутата Областной Думы, председателя комитета по социальной политике Виталия Смирнова, необходимо также изучить вопрос о наличии на протяженных автомобильных трассах «мертвых зон», где нет устойчивой сотовой связи, и наметить работу по их устранению.
КОНТРОЛЬ ИСПОНЕНИЯ. Депутаты Областной Думы на очередном своем заседании рассмотрели исполнение областных законов об управленческих округах Свердловской области. Принятые в 1997 году, эти законы установили порядок образования, изменения и упразднения управленческих округов на территории Свердловской области, определили их статус, состав, границы и центр, урегулировали основы организации и деятельности территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Органами государственной власти Среднего Урала был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся установления полномочий администраций управленческих округов, которые являются территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. За период действия законов правительством области приняты 66 постановлений по вопросам социально-экономического развития городов и районов. Проекты этих постановлений были подготовлены администрациями управленческих округов. Администрации округов занимают активную позицию в координации деятельности территориальных исполнительных органов государственной власти, оказывают помощь органам местного самоуправления в реализации их полномочий, а также в реализации приоритетных национальных проектов и областных государственных целевых программ. По инициативе администраций управленческих округов систематически проводятся совещания, семинары и конференции, ведется работа по повышению квалификации муниципальных служащих и депутатов представительных органов муниципальных образований, созданы межведомственные комиссии. Кроме того, в управленческих округах проводятся этапы областных фестивалей, смотров и конкурсов, массовых спортивных мероприятий. В ходе обсуждения представленной информации депутаты отмечали, что в законах об управленческих округах и в областном законе «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области» недостаточно полно определены полномочия управляющих округами. В положениях об администрациях управленческих округов установлены лишь основные направления их деятельности. У администраций управленческих округов нет властных полномочий в отношении иных территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области – им переданы полномочия лишь по руководству комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Из более чем 20 областных государственных целевых программ, реализуемых в настоящее время на Среднем Урале, администрациями управленческих округов осуществляется финансовый контроль только за выполнением программы «Родники». В постановлении, принятом Областной Думой, отмечается, что в настоящее время необходимо создать нормативно-правовые и финансовые основания для реализации управляющим округом полномочий по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, сформировать единую структуру администраций управленческих округов за счет перераспределения соответствующих полномочий областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Необходимо также унифицировать законодательство об управленческих округах, так как округа созданы с единой целью и решают одинаковые задачи, определить полномочия администрации управленческого округа и управляющего округом в законе о соответствующем управленческом округе, а также рассмотреть вопрос о наделении управленческого округа статусом административно-территориальной единицы и конкретизировать его управленческие функции. * В ходе обсуждения исполнения закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области» отмечалось, что на поддержку малого предпринимательства из областного бюджета в 2005 году было направлено 61,2 миллиона рублей, в 2006 году – 164,2 миллиона рублей, в 2007 году запланировано выделить свыше 87 миллионов рублей. Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства в 2005−2006 годах выдал 309 поручительств на сумму 33,7 миллиона рублей для получения банковских кредитов и провел 3 конкурса инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса, победителям которых предоставлено 69 займов на сумму 76 миллионов рублей. В минувшем году правительством области для субъектов малого предпринимательства установлены более благоприятные условия оплаты аренды нежилых помещений, находящихся в областной собственности. Ведется работа по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса, благодаря чему в Свердловской области создана самая развитая муниципальная инфраструктура поддержки малого бизнеса, в которую входят 35 фондов, 6 информационно-консультационных центров и 6 бизнес-инкубаторов. В 2005−2006 годах муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства предоставлено 4953 микрозайма на сумму 115,3 миллиона рублей, что позволило сохранить 1286 и создать 743 рабочих места. Органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, принимаются муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства, имеющие определенный социально-экономический эффект для развития отдельных территорий. Например, по информации администрации Байкаловского района, в результате принятия в 2005 году соответствующей муниципальной программы улучшились условия труда работников информационно-консультационного центра, которые, в свою очередь, оказали значительное количество информационных и консультационных услуг, обеспечивших получение предпринимателями микрозаймов более, чем на один миллион рублей и крупных банковских кредитов на 3,6 миллиона рублей, а также обучили правилам охраны труда и техники безопасности около 40 предпринимателей. Реализация закона в значительной степени способствовала развитию сферы малого предпринимательства в Свердловской области. По состоянию на 1 января текущего года в сфере малого бизнеса было занято 509 тысяч человек (23 процента от общей численности занятого населения Свердловской области). По данным органов государственной статистики, с 2004 по 2006 год количество малых предприятий увеличилось на 5,9 процента и превысило 30 тысяч. Оборот малых предприятий вырос на 45,7 процента и достиг 585,9 миллиарда рублей. Малый бизнес обеспечил создание новых рабочих мест и, по данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области, стабилизировал безработицу на уровне 1,5 процента. * Большой интерес у депутатов вызвало рассмотрение вопроса о выполнении первого этапа областной государственной целевой программы «Развитие материально-технического обеспечения системы государственных образовательных учреждений Свердловской области» на 2006−2008 годы. На реализацию первого этапа программы было запланировано 27,3 миллиона рублей, фактически же расходы составили 20,6 миллиона рублей, или 75,5 процента плана. За счет этих средств были оборудованы компьютерные классы в 15 специальных (коррекционных) школах-интернатах, установлены специальные компьютеры для обучения детей-инвалидов в 5 образовательных учреждениях. Приобретена мебель для кадетских школ-интернатов, необходимая для оборудования 215 жилых помещений, оборудовано 860 спальных мест. Также для 133 государственных образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей приобретено 135 спортивных детских наборов, для 137 учреждений – 480 душевых установок и 342 водонагревателя. Тем не менее, мероприятия первого этапа реализации программы выполнены не в полном объеме. Об этом говорили многие депутаты, принявшие участие в обсуждении вопроса. Так, не приобретены в связи с отсутствием заявок на участие в открытом конкурсе 9 автобусов для областных государственных образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, не закуплены 10 компьютеров для коррекционных образовательных учреждений и 175 шкафов для белья для кадетских школ-интернатов. Как отметил областной министр общего и профессионального образования Валерий Нестеров, виновные в неисполнении пунктов программы понесли наказание. В дальнейшем все допущенные недостатки будут устранены.
ОБРАЩЕНИЯ, ИНИЦИАТИВЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ. На заседании Областной Думы обсуждены замечания и предложения к проекту федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и о внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Проект этого федерального закона направлен на улучшение финансового положения организаций жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на снижение кредиторской задолженности этих организаций. Законопроект предусматривает проведение в отношении организаций жилищно-коммунального комплекса соответствующих мер по их финансовому оздоровлению – реструктуризацию задолженности по налогам и сборам и обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, а также реструктуризацию иной задолженности таких организаций. В Свердловской области доля задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов в общем объеме кредиторской задолженности составляет около 61 процента. Учитывая это обстоятельство, депутаты сочли нужным отметить, что в законопроекте необходимо предусмотреть соответствующую реструктуризацию либо списание задолженности перед основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов. * Депутаты поддержали обращение Рязанской областной Думы к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову по вопросу ускорения разработки правового механизма, гарантирующего выплату военным пенсионерам, работающим по трудовому договору, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии. Соответствующее постановление будет направлено в Рязанскую областную Думу. * О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу о проблемах и перспективах развития инфраструктуры общественного транспорта и пассажирских перевозок на территории Свердловской области на заседании Областной Думы доложил представитель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Ринат Садриев. Он отметил, что тенденции развития реального сектора экономики, рост благосостояния населения и потребности социально-экономического развития региона определяют необходимость решения задач системного регулирования процессов в сфере пассажирских перевозок и создания условий для комплексного развития инфраструктуры общественного транспорта в Свердловской области. Необходимость решения этих задач обусловлена тем, что, несмотря на ряд положительных тенденций в развитии отдельных видов транспорта общего пользования, динамика функционирования сферы пассажирских перевозок характеризуется как кризисная. Создание условий для преодоления кризисных явлений в сфере пассажирских перевозок, консолидация инвестиционных ресурсов в целях модернизации и развития инфраструктуры общественного транспорта, эффективное использование бюджетных ресурсов и государственного либо муниципального имущества могут быть осуществлены только в результате выработки комплексного подхода к управлению социально-экономическими процессами в указанной сфере региональной экономики. В целях создания условий для развития инфраструктуры общественного транспорта и пассажирских перевозок, совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в этой сфере участники депутатских слушаний выработали ряд рекомендаций законодательной и исполнительной ветвям власти федерального, регионального уровня, а также местному самоуправлению.
|