Октябрь `2009
пнвтсрчтптсбвс
28293001020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
26272829303101
28 октября 2009 года  —  версия для печати

Под председательством Николая Воронина состоялось очередное, двадцать четвертое, заседание областной Думы

Депутаты рассмотрели 19 вопросов повестки дня. Среди них – важнейшим вопросом стало принятие закона о бюджете Свердловской области в первом чтении.
Началось заседание, по сложившейся традиции, с утверждения Думой кандидатур мировых судей Свердловской области.


ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ
Проект областного бюджета на 2010 год на заседании Думы представил председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров.
Глава областного кабинета министров, обращаясь к парламентариям, сказал, что законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010−2012 годах и Бюджетном послании губернатора Свердловской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2010 год».
Говоря о прогнозе доходов бюджета, Виктор Кокшаров отметил, что главный финансовый документ региона рассчитан с учетом прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2010−2012 годы и с учетом положений проекта закона Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
При этом прогноз доходов консолидированного бюджета Свердловской области (с учетом безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ) на 2010 год составит 110,6 миллиарда рублей.
Собственные доходы консолидированного бюджета области в 2010 году составят 101,8 миллиарда рублей, что на 4,5 процента ниже ожидаемого исполнения за 2009 год.
Прогноз доходов областного бюджета на 2010 год составляет 78,4 миллиарда рублей, в том числе собственные доходы областного бюджета – 67,8 миллиарда рублей, что на 28,6 процента ниже первоначально утвержденного прогноза на 2009 год (95 миллиардов рублей) и на 1,6 процента выше уточненного прогноза на 2009 год.
При расчете учтены изменения налогового законодательства Российской Федерации и Свердловской области, которые приведут как к увеличению, так и к уменьшению доходов консолидированного бюджета Свердловской области. Общие изменения дадут дополнительно в консолидированный бюджет порядка 500 миллионов рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены в соответствии с проектом закона РФ «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» в сумме 8,7 миллиарда рублей, что в 1,5 раза ниже первоначально утвержденного объема безвозмездных поступлений на 2009 год.
Поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированный бюджет Свердловской области (этот источник в полном объеме поступает в областной бюджет) в 2010 году планируются в сумме 15 миллиардов рублей, что на 5,4 процента выше ожидаемого исполнения 2009 года.
При расчете прогноза учтены сложившиеся в муниципальных образованиях отраслевая структура экономики и уровень собираемости налога.
Поступления по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Свердловской области в 2010 году планируются в сумме 49 миллиардов рублей — на уровне 2009 года.
Хороший прогноз связан с поступлением акцизов в консолидированный бюджет области (этот источник в полном объеме поступает в областной бюджет) на 2010 год — он составит 6,2 миллиарда рублей, что на 15,2 процента выше ожидаемого (уточненного) прогноза 2009 года в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.
Прогноз по налогу на имущество организаций, полностью зачисляемому в областной бюджет,  на 2010 год составляет 10,2 миллиарда рублей — на уровне ожидаемого поступления  2009 года.
Позитивный прогноз на 2010 год и по транспортному и земельному налогам.
В пределах прогноза доходов и предельно допустимого объема дефицита бюджета рассчитана расходная часть бюджета на 2010 год.
Объем расходов консолидированного бюджета на 2010 год составит 117,7 миллиарда рублей или 80,4 процента к первоначальным расходам 2009 года. Расходы собственно областного бюджета на 2010 год составят 87,7 миллиарда рублей.
Следует отметить, что расходы на финансирование социальной сферы за счет средств областного бюджета предусмотрены с ростом на 14,4 процента к уточненному плану 2009 года. В том числе расходы на образование увеличены на 1,2 миллиарда рублей или на 17,4 процента. Расходы на здравоохранение увеличены на 442,1 миллиона рублей или на 6,6 процента.
На 2010 год дополнительно к расходам на централизованное приобретение медикаментов, расходных материалов и оборудования для диализа в сумме 214,5 миллиона рублей предусмотрены ассигнования на выполнение государственного задания по оказанию амбулаторной диализной помощи в центрах амбулаторного диализа больным с хронической почечной недостаточностью в сумме 50 миллионов рублей.
К сожалению, расходы на физическую культуру и спорт и на финансирование мероприятий в области культуры снизятся и составят соответственно 82,4 и 93,5 процента к уточненному плану на 2009 год.
В то же время расходы на социальную политику увеличены на 3 миллиарда рублей к уточненному плану нынешнего года.
Запланированы средства на единовременные денежные выплаты участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам погибших фронтовиков в связи с празднованием  65-летия Победы в Великой Отечественной войне.
С 1 января 2010 года будет осуществлен  переход на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в денежной форме. Полномочие по предоставлению льгот по оплате ЖКУ в 2010 году передается местным бюджетам. Объем субвенции по областным категориям льготников составляет 4,4 миллиарда.
В 2010 году продолжится оптимизация расходов на содержание и обеспечение деятельности работников органов государственной власти Свердловской области, которые составят 83 процентов от первоначально утвержденных расходов 2009 года.
Серьезное внимание будет уделяться обеспечению безопасности жителей Свердловской области, развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. 
Расходы на реализацию областных государственных целевых программ предусмотрены в сумме 289,3 миллиона рублей.
К сожалению, при планировании бюджета на 2010 год сокращены объемы расходов на капитальное строительство. Сокращение доходной части бюджета не позволит в 2010 году сохранить на прежнем уровне расходы и на дорожное хозяйство.
Надо отметить, что расходы дорожной отрасли значительно сокращены и на федеральном уровне. Помощь регионам будет оказываться только в форме предоставления бюджетных кредитов.
В докладе Виктора Кокшарова также прозвучало, что при расчете дотаций в оценку расходных полномочий на 2010 год включен новый показатель «Мероприятия по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», что позволяет обеспечить повышение уровня благоустроенности территорий жилых кварталов и увеличить поступления от земельного налога в местные бюджеты.
-Уважаемые депутаты! – обратился к парламентариям председатель правительства. — С учетом мер по оптимизации и максимальной экономии общая сумма расходов областного бюджета на 2010 год составила 87,7 миллиарда рублей при плановых доходах областного бюджета 78,4 миллиарда.
Дефицит областного бюджета запланирован в сумме 9,2 миллиарда рублей. Его покрытие планируется в основном за счет кредитов из федерального бюджета.
Председатель правительства, завершая своё выступление, подчеркнул, что, как и в предыдущие годы, депутаты и правительство Свердловской области совместно продолжат конструктивную работу над областным бюджетом – основным финансовым документом нашего региона.
По завершении доклада Виктор Кокшаров подробно ответил на многочисленные вопросы депутатов областной Думы. Парламентарии, со своей стороны, поблагодарили председателя правительства за обстоятельный доклад.
С содокладом по этому вопросу выступил председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков. Он отметил, что с 2004 года, благодаря уверенным темпам экономики, увеличивались доходы и расходы областного бюджета. На решение многих социальных проблем выделялись дополнительные средства из полученного профицита средств. За последние пять лет в нашей области были введены дополнительно 12 социальных выплат населению. С 9,5 до 24,1 миллиарда рублей возросли расходы на социальную политику. С 15 до 38 миллиардов рублей увеличились межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.
Однако глубокий экономический спад, который испытала мировая экономика в конце прошлого года и в нынешнем году, существенно повлиял на наполнение областной казны. Так, резко снизилась собираемость двух основных налогов, из которых формируется бюджет области – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Сократилось поступление и ряда других сборов.
Несмотря на проблемы, правительство области сформировало проект бюджета, сохранив приоритетные направления: социальные программы, развитие здравоохранения, образования, культуры, объемы межбюджетных трансфертов.
К сожалению, подчеркнул Владимир Терешков, значительное число направлений еще не обеспечено бюджетным финансированием. Об этом в ходе заседания профильного комитета высказались многие депутаты.
В целом же комитет высказался за принятие бюджета в первом чтении и дальнейшее проведение согласительных процедур, в ходе которых у депутатов, членов правительства, представителей местного самоуправления будет возможность обменяться предложениями и прийти к компромиссному решению.
Депутаты областной Думы приняли активное участие в обсуждении представленного законопроекта. Так, депутат Сергей Лазарев обратил внимание коллег на недостаточное финансирование судебной системы. Председатель комитета по  социальной политике Виталий Смирнов предложил проанализировать состоятельность расчетов по так называемым «отрицательным трансфертам», заложенным в проект бюджета. Заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам Юрий Баланов обратил внимание на необходимость строительства новых детских садов и усиление блока, связанного с безопасностью жителей области.
По словам заместителя председателя областной Думы Наиля Шаймарданова, проект бюджета области на 2010 год прошел обсуждение с участием представителей общественных организаций Среднего Урала.
«Люди понимают, что расходы бюджета должны быть реальными, согласованными с возможностями текущего момента», — подчеркнул Наиль Шаймарданов.
Заместитель председателя областной Думы Анатолий Мальцев обратил внимание депутатов на то, что в ходе согласительных процедур народные избранники и правительство должны найти конструктивное решение по наполнению доходной части бюджета, определить дополнительные источники доходов, чтобы обеспечить поступление средств и устойчивое финансирование всех взятых на себя обязательств.
Депутат Евгений Артюх высказался о необходимости развития частно-государственного партнерства.
По словам депутата Георгия Перского, одним из дополнительных источников пополнения бюджета мог бы стать налог с доходов богатых промышленников, которые имеют свое производство на Среднем Урале, в том случае, если их удастся убедить сменить прописку на Свердловскую область.
Председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров призвал депутатов к консолидации усилий в деле доработки проекта областного бюджета, отбросив в сторону политические амбиции. «Необходимо подойти к этому очень ответственно, чтобы поддержать социально-экономическую стабильность, — подчеркнул Виктор Кокшаров. — В ходе согласительных процедур мы найдем единственно возможный компромисс».
Большинством голосов депутаты областной Думы одобрили проект бюджета в первом чтении. Создана временная согласительная комиссия, которая призвана обобщить все предложения по доработке проекта бюджета ко второму чтению на очередном заседании Думы.
***
В трех чтениях одобрены изменения в закон «О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и приостановлении действия отдельных его положений».
По словам первого заместителя директора государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Олега Шахбанова, изменения вызваны перераспределением сумм внутри фонда, сокращением расходов. В итоге доходная часть составит 13,5 миллиардов рублей.
Расходная часть бюджета фонда составит 14 миллиардов рублей. На выплаты по территориальной программе обязательного медицинского страхования предполагается направить 13,5 миллиардов рублей.
***
Изменения внесены в медицинские целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Свердловской области» на 2007−2009 годы» и в областную государственную целевую программу «Совершенствование оказания медицинской помощи населению на территории Свердловской области» на 2008−2010 годы».
Министр здравоохранения Свердловской области Владимир Климин отметил в своем выступлении, что в целях стопроцентного выполнения мероприятий программы предлагается продлить их срок действия.
Так, программа противодействия злоупотреблению наркотиков продляется на 2010 год. На ее реализацию выделяется 18,8 миллиона рублей.
В ходе реализации второй целевой программы в текущем году приобретены различные виды вакцин на сумму 53 миллиона рублей. Остальные мероприятия – в основном, приобретение медицинского оборудования, намечено осуществить в 2010 году. Общая сумма финансирования превысит 260 миллионов рублей.
По словам содокладчика, представителя комитета  областной Думы по социальной политике Дмитрия Нисковских, профильный комитет Думы в ходе неоднократных обсуждений по вопросу выполнения мероприятий целевых государственных программ социальной направленности, принятых областными законами, настоял на своей позиции – не прекращать финансирование, а продлить их действие на очередной год. Такое решение было поддержано депутатами.
***
В трех чтениях на заседании Думы был одобрен областной закон о поддержке многодетных семей.
С докладом выступила  заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области Ирина Кунгурцева. Она отметила, что на территории нашей области проживает 17,5 тысяч семей, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей. Эти семьи считаются многодетными. Разработка закона вызвана необходимостью определения порядка возмещения расходов муниципальных образований в связи с организацией предоставления многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг, проезда на транспорте и ряда других льгот.
***
Изменениям подверглась областная государственная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2007–2009 годы.
Изменения связаны с сокращением расходов областного бюджета на реализацию программы за счет исключения из нее трех мероприятий, а также за счет экономии при проведении конкурсов. Таким образом, в 2009 году общая сумма расходов  на реализацию программы составит 2,247 миллиона рублей.
***
Депутаты областной Думы большинством голосов приняли решение продолжить на следующем заседании Думы рассмотрение во втором чтении проекта закона «О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области».
Работа над поправками к законопроекту будет продолжена.
***
Изменения внесены в статьи закона «О правительстве Свердловской области». Его рассмотрение в первом чтении состоялось на заседании Думы 14 октября.
Функции областного кабинета министров расширяются. Так, в соответствии с федеральными нормами к ведению областного правительства должно быть отнесено определение порядка предоставления на розничных рынках мест для реализации гражданами сельскохозяйственной продукции.
В соответствие с федеральным законом об автомобильных дорогах приводится положение о том, что решение об использовании на платной основе участков региональных и межмуниципальных дорог решение принимается правительством субъекта федерации.
***
Во втором чтении продолжится рассмотрение на следующем заседании проекта изменений в закон «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».
Часть поправок к нему уже одобрена депутатами.
По словам заместителя председателя Областной Думы Наиля Шаймарданова, рабочая группа в ходе подготовки этого законопроекта определила перечень тех категорий жителей области, кто имеет право претендовать на безвозмездное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
***
В первом чтении одобрены поправки в Программу социально-экономического развития Свердловской области на 2008−2010 годы.
С докладом выступил заместитель министра экономики и труда Свердловской области Анатолий Оглоблин. Он отметил, что необходимость уточнить задачи и основные параметры развития области вызвана тем, что нынешнее состояние экономики и финансовой системы нашего региона, а также прогноз социально-экономического развития Свердловской области не позволяют ориентироваться на ранее принятые показатели, заложенные в программу.
Проект закона по внесению изменений в программу подготовлен на основе предложений органов исполнительной власти. Предлагается сохранить все ключевые приоритеты в деле развития Свердловской области.
В программе появляются и новые разделы. В частности, разделы по реализации государственной молодежной политики, по поддержке занятости населения в непростое кризисное время. Это и организация общественных работ, и опережающее обучение специалистов. Предусматриваются меры дополнительной модернизации нашего здравоохранения, например, развитие телемедицины. Новое положение в сфере развития культуры – увеличение доли библиотечных фондов.
Все основные изменения, вносимые в программу, связаны с уточнением целевых показателей и сокращением финансирования ряда направлений.
В жилищной сфере идет снижение показателя ввода жилья. По объему выданных ипотечных кредитов показатель снижается почти в четыре раза. В силу объективных причин планируется уменьшить объемы государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Почти втрое уменьшается показатель по количеству и длине построенных газопроводов.
Вместе с тем, почти в два раза больше намечается построить жилья на селе. Вырасти должно и количество занимающихся физкультурой, возрастет число спортивных сооружений.
***
Также в первом чтении депутаты одобрили проект закона «О контрольных полномочиях Законодательного Собрания Свердловской области».
Как отметил в докладе председатель комитета областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного Анатолий Гайда, этот закон призван уточнить перечень контрольных функций областного законодательного органа, а также повысить их эффективность.
Предлагается установить следующие виды контрольных функций: контроль за соблюдением и исполнением законов свердловской области и постановлений палат Законодательного Собрания, контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Свердловской области.

ИНФОРМАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, КОНТРОЛЬ
Депутаты областной Думы одобрили внесение изменений в перечень поручений счетной палате на второе полугодие 2009 года.
В связи с тем, что правительством области уже проведены проверки использования бюджетных средств, выделенных в 2008 году на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Дегтярске и Ревде, решено исключить эти муниципалитеты из перечня проверок. Счетной палате в связи с многочисленными жалобами поручено провести аналогичные проверочные мероприятия в Кушвинском городском округе.
***
Снято с контроля областной Думы исполнение постановления «Об информации Счетной палаты о результатах проверки эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на строительство газопровода Талица – Байкалово – Ирбит до газораспределительной станции, в том числе на строительство газораспределительной станции с домом оператора в селе Черновское Ирбитского района, а также на строительство отвода этого газопровода».
По словам заместителя председателя комитета областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимира Конькова, строительство газопровода завершено. Мероприятия, указанные в постановлении Думы в целом исполнены.
Также с депутатского контроля снято исполнение постановления «Об информации Правительства Свердловской области о реализации на территории Свердловской области Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как отметила в докладе представитель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Елена Ширина, наша область успешно участвует в этой программе. В ней участвуют 28 муниципальных образований. Выделенные на реформирование жилищно-коммунального хозяйства средства освоены в полном объеме. 
***
В пункте «Разное» депутаты областной Думы заслушали информацию Избирательной комиссии Свердловской области об итогах выборов 1 марта и 11 октября 2009 года.
С докладом выступил председатель Избирательной комиссии Свердловской области Владимир Мостовщиков.
Он отметил, что в ходе мартовских и октябрьских выборов избраны 41 глава и депутаты  27 представительных органов местного самоуправления. 
В 14 муниципальных образованиях действующие главы продлили свои полномочия на новый срок, получив поддержку избирателей. Из 362 депутатов  переизбирались на новый срок полномочий лишь 107.
Этапы выдвижения кандидатов проходили в строгом соответствии с законом.
16 решений  избирательных комиссий были оспорены в суде, две жалобы признаны обоснованными.
Главная причина нарушений, считает Владимир Мостовщиков, – недостаточно высокая культура избирателей и кандидатов, незнание населением законов.
В целом выборы 2009 года прошли в соответствии с буквой закона.