НИКИФОРОВ Анатолий Владимирович

О депутате:
|
О деятельности
|

Октябрь `2008
пнвтсрчтптсбвс
29300102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
27282930310102
14 октября 2008 года  —  версия для печати

В Законодательном Собрании прошли депутатские слушания «Проблемы развития образования и пути их решения»

Организатором слушаний стал комитет по социальной политике Областной Думы, участниками – представители областного правительства, руководители образовательных учреждений, депутаты местного самоуправления, лидеры общественных организаций и профсоюзов, журналисты. В работе слушаний принял участие депутат Анатолий Никифоров, отвечающий в комитете Палаты Представителей по социальной политике за вопросы образования.

Открывая слушания,  председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов подчеркнул, что главной тематикой встречи будут несколько ключевых вопросов – проблемы дошкольного образования; негосударственных учебных заведений; бюджетное обеспечение деятельности малокомплектных школ и пути развития профессионального образования в Свердловской области.      

Проблемам обеспечения детей дошкольным образованием свое выступление на слушаниях посвятила Евгения Умникова, начальник Управления образования г.Екатеринбурга. Она предложила разработать региональные требования к устройству детских садов, основанные на едином подходе как к действующим детским садам, так и к открываемым вновь после строительства или капитального ремонта. Евгения Умникова обратила внимание на кадровый голод в дошкольном образовании – сегодня колледжи не готовят воспитателей  детских садов, обостряет проблему и низкий социальный статус работников дошкольных учреждений. При этом педагогическая нагрузка воспитателя на 1 ставку составляет 36 часов в неделю (в два раза больше, чем у учителя).   

Свыше 500 миллионов рублей ежегодно Екатеринбург тратит на содержание детских садов, но только 50% дошкольников могут получить место в муниципальном детском образовательном учреждении.  Евгения Умникова предложила сохранять и развивать в муниципалитетах вариативное дошкольное образование, а для этого пересмотреть областную методику формирования бюджетов муниципальных образований. Тогда родители, отдающие детей в детские дошкольные негосударственные учреждения или обучающие детей на дому, смогли бы получать на эти цели компенсацию из бюджета.

Алла Балтина, директор негосударственной средней  образовательной школы «Гелиос», рассказала на примере своей школы о проблемах, с которыми сегодня сталкивается негосударственное образование. Несмотря на то, что школа работает на рынке образовательных услуг 18 лет, имеет хорошую репутацию и свою «нишу», она, как и весь негосударственный сектор в образовании, с 2005 года не получает финансирования ни из федерации, ни из региона. На учащихся  школы не распространяется  нацпроект, федеральные и областные программы. Оплата коммунальных услуг у образовательных негосударственных учреждений в два раза выше, чем у муниципальных школ и детских садов, а  с 2009 года аренда зданий и земли для негосударственных школ будет предоставляться без льгот. Даже учебники, положенные  по федеральному компоненту каждому ученику, не предоставляются учащимся негосударственного сектора образования.         

Алла Балтина напомнила депутатам, что вопрос о государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию и аккредитацию, решен во многих российских регионах. При этом поддержка школам предоставляется  в том числе и в виде льготной аренды зданий.

Председатель думы Невьянского городского округа Владимир Ветошкин на слушаниях говорил о том, что у муниципалитетов сегодня нет средств ни на капитальный ремонт школ, ни на строительство детских садов. Решить эту проблему можно будет только при помощи областного бюджета. При этом, по мнению Владимира Ветошкина, формула софинансирования в решении социальных вопросов далеко не всегда работает. Например, отсутствие средств в местных бюджетах не позволило в большинстве муниципальных образований Свердловской области ввести стимулирующие надбавки работникам детских дошкольных учреждений с 1 января 2008 года, во многих их не ввели до сих пор. Как известно, средства на надбавки выделялись по формуле софинансирования: 60% — муниципалитет, 40% — регион.

Что же касается подушевого финансирования образования, то  такая практика, уверен  Владимир Ветошкин, поставит под сомнение существование многих сельских школ.

Председатель думы Невьянского городского округа в своем выступлении поднял проблему финансирования коррекционных образовательных учреждений. «Это полномочие региона, а подвоз детей к образовательному учреждению – функция муниципалитета. Но данных образовательных учреждений в реестре муниципальных образований нет, следовательно, эти расходы не планируются в местных бюджетах», — сказал Владимир Ветошкин. Он предложил запланировать соответствующие  расходы в местных или в областном бюджетах.

О проблемах образования в сфере культуры на слушаниях говорила Вера Литовских, главный специалист министерства культуры Свердловской области. Сегодня одна из самых острых проблем детских школ искусств – крайняя изношенность оборудования и парка музыкальных инструментов. В течение долгого времени средства на приобретение музыкальных инструментов вообще не выделялись. Но ситуация начала меняться, и в 2008 году на капремонт и приобретение оборудования для детских школ искусств из областного бюджета было выделено 20 миллионов рублей. «В этом наша область являет собой уникальный пример для других регионов», — сказала Вера Литовских. В то же время, есть опасения, что в 2009 году субсидии для детских школ искусств не будут прописаны в бюджете отдельной строкой, средства пойдут на статью «Образование», и  школы искусств могут остаться обделенными, считает Вера Литовских.

Она отметила, что региональные и федеральные законодатели должны обратить  внимание и на ставки для преподавателей школ искусств. Сейчас у преподавателей младших и старших классов нормы часов за ставку разные – 18 и 24 часа соответственно. Предложение – установить единую норму часов за ставку в количестве 18 часов.

Еще одна острая проблема – переход на новую систему оплаты труда работников образования. Как сообщила Вера Литовских, областное министерство культуры подготовило свой проект положения об оплате труда работников областных учреждений образования в сфере культуры и искусства, с учетом специфики работы этих учреждений. Основу предложенной системы оплаты труда составило Положение об оплате труда работников федеральных учреждений образования в сфере культуры и искусства, утвержденное Правительством России.       

По словам Веры Литовских, сегодня нам нужны творческие люди. Без них не даст эффекта самая мудрая экономическая организация. И если мы стремимся к процветанию, то обязаны сделать все, чтобы число детей, получивших  «творческую прививку» в школах искусств, увеличивалось с каждым годом.

Подводя итоги депутатских слушаний, председатель комитета Областной Думы по социальной политике Виталий Смирнов отметил, что эта встреча с педагогами позволила законодателям и работникам сферы образования сверить позиции, получить экспертную оценку ситуации накануне принятия трехлетнего бюджета и введения, по требованию федерального центра, новой системы оплаты труда педагогов. Депутатам сегодня крайне важен не только анализ ситуации о состоянии дел в сфере образования, но и конкретные предложения педагогов по созданию правовых, финансовых и материально-технических условий, которые позволят сфере образования отвечать всем требованиям общества и каждого гражданина, подчеркнул Виталий Смирнов. Рекомендации слушаний, в которые войдут большинство прозвучавших на встрече предложений, будут адресованы всем ветвям законодательной и исполнительной власти.

Комментарий Анатолия Никифорова:

-Слушания подняли очень важные проблемы финансирования малокомплектных школ и школ негосударственного сектора, образовательных учреждений дополнительного образования.

Все эти проблемы есть и в моем Верх-Исетском избирательном округе. Остро стоит вопрос с подвозом детей из коррекционных школ, детских домов. Таких обращений из образовательных учреждений сегодня достаточно много. Необходимо не только  предусмотреть средства на покупку автотранспорта для подвоза детей, но и для его функционирования – для оплаты труда водителя, для технического обеспечения автобусов и ГСМ.

На протяжении нескольких лет эту проблему в своем округе, еще будучи городским депутатом, я решал частным порядком – за счет средств своего предприятия выделял  автобусы для подвоза детей коррекционной школы и детского дома. Мы и сейчас продолжаем оказывать такую помощь,  но в масштабах региона проблема остается нерешенной. Я считаю, что необходимо срочно вносить изменения в областные законы, в 131 федеральный закон, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.  Сегодня на слушаниях эта проблема была поднята, теперь нужно искать ее решение на законодательном уровне.

Что же касается малокомплектных школ, то мнение у всех жителей Свердловской области одно – такие школы нужно сохранить. В городах эти школы нацелены на индивидуальный подход к ученику, и это зачастую позволяет достигнуть очень высоких результатов в обучении. А в сельской местности школа просто становится центром жизни, и мы обязательно должны ее сохранить, если хотим сохранить уральскую деревню.

Еще одна серьезная проблема, которую обсуждали на слушаниях – строительство детских дошкольных учреждений. С этими вопросами люди идут в приемные местных и региональных депутатов, к исполнительной власти, в приемные В.В.Путина. Мое мнение – без участия средств федерального бюджета нам эту проблему не решить. Сегодня необходима как федеральная программа строительства детских садов, так и региональные и муниципальные целевые программы. Нельзя муниципалитеты оставлять один на один с решением этой проблемы.   

Я думаю, что обязательно все предложения, прозвучавшие сегодня, накануне принятия бюджета, на слушаниях, обязательно найдут свое отражение в  законодательных актах нашего парламента, и в законодательных инициативах, с которыми Законодательное Собрание Свердловской области будет выходить в Государственную Думу.