В школе № 121 Верх-Исетского района впервые прошла Масленица Этот день ученики обычной школы провели необычно. Они пели и плясали, участвовали в шуточных играх, водили хороводы. То, что в стародавние времена было привычным на Руси, сегодня мы заново открываем для себя. А для возрождения старинной традиции лучшего места, чем школа, пожалуй, и не найти. Собственно, в этом и заключается цель проекта «Экология культуры», который по инициативе депутата Законодательного Собрания Свердловской области Анатолия Никифорова с 2006 года реализуется в Верх-Исетском районе. В прошлые годы Масленица была организована в лицее № 12, школе № 48, образовательных учреждениях города Дегтярска Свердловской области. Теперь настал черед школы № 121, куда были приглашены двадцать старшеклассников из школ №№ 57, 168, 202, гимназии № 2. В творчестве нет шаблонов. У нынешней школьной Масленицы – два новых момента. Во-первых, шуточные игры одновременно проходили на нескольких площадках школьного стадиона. Во-вторых, ведущими игр и «мужских забав» с учениками начальной школы были старшеклассники, которые в утренние часы участвовали в семинар-тренинге «Традиции празднования Масленицы в современном образовательном учреждении». Юноши и девушки с искренним желанием обучали малышей тому, что стало открытием для них самих. Праздник начался в актовом зале. В нем приняли участие юные артисты фольклорного ансамбля «Звонцы», представитель Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Светлана Бармина, проводившая мастер-классы. Ребята играли в «Растяпу» под музыкальное сопровождение Ольги Жилиной. Потом все действо переместилось на улицу, залитую ярким солнцем. Здесь мальчишки и девчонки с азартом участвовали в играх «Челнок», «Я змея», «Гори, гори ясно», перетягивали канат. Под руководством Евгения Балабанова, одного из немногих в Екатеринбурге знатоков мужской традиционной культуры, старшеклассники в ходе проведения мастер-классов познакомились с элементами «Стенки», «Борьбы волотов» (волот – большой воин), игры «Кентаврасы». Все это в облегченной форме было опробовано с ребятами младших классов. Постоянный участник проекта «Экология культуры» Евгений Балабанов – чемпион Сибири по русскому рукопашному бою, победитель чемпионата Сибири по борьбе на поясах. Он рассказывает: «После школьной Масленицы некоторые ребята приобщаются к мужской традиционной культуре, то есть мы обретаем новых друзей». После проведения Масленицы Елена Лягинскова, помощник депутата Законодательного Собрания Свердловской области Анатолия Никифорова, попросила ребят поделиться своими впечатлениями. Владислав Вишнев из школы № 121 сказал о том, что ему, имеющему двух младших братьев, было очень интересно побыть в роли ведущего. То же самое отметили Яна Кондакова, Михаил Атласов – учащиеся этой же школы. Представители школы № 168 Артем Антропов, Дмитрий Арзамарцев отметили хорошую организацию праздника. Солист фольклорного ансамбля «Звонцы» Ефима Яковлева рассказала о том, что ее товарищам было очень интересно выступить перед сверстниками. Кандидат филологических наук Яна Смирнова, помощник депутата Законодательного Собрания Свердловской области Анатолия Никифорова, рассказывает: «Я искренне восхищена тем, какую заботу о ребятах из младших классов проявили старшеклассники. Поразительно, как мальчишки и девчонки младших классов сразу включались в старинные народные игры. У нас замечательные дети!» Директор школы № 121 Любовь Соболева высказала свое мнение: «Наши ребята получили большой эмоциональный заряд, а мы приобрели первый опыт проведения Масленицы. К тому же тридцать наших старшеклассников участвовали в мастер-классах, были ведущими в ходе организации народных игр. Имея такой потенциал, в мы теперь способны самостоятельно проводить у себя такой праздник. Спасибо Анатолию Никифорову за методическую и организационную помощь в проведении Масленицы». Анатолий Никифоров говорит: «Приобщение ребят к старинным народным традициям имеет большое воспитательное значение. К тому же организация Масленицы именно в школе объединяет ребят разных возрастов, сплачивает детские коллективы. Воспитание патриотов – сложный духовный процесс. Постижение истории и традиций родной страны рождает у ребят гордость за свою Родину, восстанавливает историческую связь поколений. Это, в чем мы сегодня особенно нуждаемся».
|