Договоренность об этой встрече была достигнута в мае текущего года в ходе выездного семинара Палаты Представителей в Первоуральске, где в рамках обсуждения вопросов промышленной политики и ситуации на рынке труда шел разговор о подготовке кадров и профессиональном образовании. Сегодняшняя дискуссия получилась шире и охватила многие стороны реформирования образования. - Депутаты всегда с большим вниманием и заинтересованностью рассматривают вопросы образования, — сказала, открывая совещание, председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина. – Из 32 законов, принятых в этом созыве, пять непосредственно касаются развития системы образования. Ссылаясь на материалы расширенного заседания Госсовета Российской Федерации, посвященного стратегии развития России до 2020 года, Людмила Валентиновна особо подчеркнула главную идею выработанных на нем решений: будущее России зависит от образования и здоровья людей. Законодательным Собранием Свердловской области этим сферам всегда уделялось должное внимание. Л.В.Бабушкина напомнила, что, начиная с 2005 года, при рассмотрении профицита областных бюджетов депутаты инициировали выделение средств на капитальный и текущий ремонт учреждений дошкольного и общего образования. При распределении дополнительных доходов бюджета 2008 года на сферу образования вновь выделяется более миллиарда рублей, в том числе на меры социальной поддержки педагогов, вышедших на пенсию, а также на капитальный и текущий ремонт и подготовку проектно-сметной документации дошкольных учреждений. Эти меры наряду с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» позволяют двигаться вперед. Сегодня даже в глубоко дотационных муниципальных образованиях говорят о модернизации образовательного процесса, об интерактивных досках, с надеждой и уверенностью строят планы на будущее. Людмила Валентиновна представила присутствующих депутатов Палаты Представителей: Владимира Никитина, Александра Серебренникова, Виктора Шептия, Николая Крупина, Альберта Абзалова, Анатолия Марчевского, Анатолия Никифорова, Дениса Паслера – и предоставила слово министру. Министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров назвал совещание важным событием, потому что впервые депутаты Палаты Представителей не министра вызвали с отчетом на трибуну, а сами пришли на встречу с сотрудниками министерства. В.В.Нестеров выразил надежду, что эта встреча будет способствовать взаимопониманию органов исполнительной и законодательной власти в достижении поставленной задачи – сделать образование отвечающим времени, чтобы каждый человек получал объем знаний, позволяющий комфортно чувствовать себя в сегодняшнем обществе. Руководители отделов министерства и ряда образовательных учреждений выступили с краткими докладами о своей деятельности. Депутаты получили достаточно полное представление о подготовке специалистов в системе начального и среднего профессионального образования; о роли системы дополнительного образования в развитии ребенка; об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; об организации летнего отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о деятельности Института развития регионального образования Свердловской области и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции; об обеспечении комплексной безопасности в образовании — всего 10 выступлений, которые стали своеобразной презентацией министерства. По ходу сообщений шел обмен мнениями, задавались вопросы. Скажем, по профориентации. Депутаты по своим округам знают, что желающих получить рабочую профессию с каждым годом всё меньше. Что делается в школах для изменения сознания старшеклассников, заинтересованности их в получении профессионального образования? — спросила Людмила Бабушкина. При этом она обратила внимание на полезный опыт профориентирования в одной из школ Талицкого городского округа. Общая проблема, поднятая заместителем председателя Палаты Представителей Владимиром Никитиным, – отсутствие ясной перспективы проведения капитального ремонта школьных зданий, вплоть до 2010 года. Депутаты — за то, чтобы иметь четкое представление по каждой территории, когда и какое здание будет снесено, отремонтировано либо построено вновь, и готовы стать помощниками министерства в принятии такого документа и согласовании его с областными министерствами экономики и финансов. Еще вопрос – о перспективах приемных семей. Заместитель председателя комитета Палаты Представителей по вопросам законодательства и местного самоуправления Виктор Шептий высказал обеспокоенность тем, что участились случаи возврата детей. Не лучше ли при устройстве сирот отдавать предпочтение опекунству? Живой интерес у участников совещания вызвала проблема нравственного воспитания детей, поднятая заместителем председателя Палаты Представителей по социальной политике Анатолием Марчевским. Он считает крайне необходимым поднять статус дополнительного образования – «эксклюзивную ценность России», выработать единый подход к развитию этой уникальной формы работы с детьми, позволяющей каждому ребенку реализовывать свои таланты и способности и зачастую определяющей выбор профессии. Министерство разделяет эту точку зрения и просит депутатов внести изменения в областной закон об образовании, вписав в него статью о дополнительном образовании. К депутатам регулярно поступают обращения о судьбе малокомплектных школ, предложил еще одну тему для разговора Владимир Никитин. Министр придерживается в данном вопросе такого мнения: если образовательный процесс идет нормально, школа должна сохраниться, сколько бы учеников в ней ни было, а если вместо обучения одна профанация, школу надо закрывать и обеспечить подвоз учащихся к ближайшим образовательным учреждениям. Работники министерства очень рассчитывают на депутатское содействие в законодательном решении вопроса укомплектованности классов, чтобы снять напряженность среди учителей по поводу новой формы оплаты труда. Председатель Палаты Представителей Л.В.Бабушкина при этом заметила, что при распределении дополнительных доходов бюджета 2008 года субсидии на малокомплектные школы увеличены. Сначала на новую форму оплаты труда перейдут школы областного подчинения. Работниками образования был высказан еще ряд пожеланий и предложений по совершенствованию законодательства. Скажем, сократить перечень документов, необходимых для открытия оздоровительных лагерей; сегодня в нем значится 47 разрешительных актов. Сверхповышенные, порой просто нереальные требования предъявляются к перевозке учащихся, а ведь сегодня школьными автобусами подвозятся 14 тысяч детей. Заместитель председателя комитета Палаты Представителей по социальной политике Анатолий Никифоров инициировал обсуждение весьма спорного вопроса – о целесообразности и эффективности проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). В Свердловской области этот эксперимент проводился постепенно и потому не так болезненно, заметил министр В.В.Нестеров. Средний балл наших выпускников оказался выше среднероссийского. Тем не менее, у ЕГЭ есть плюсы и минусы. Неслучайно в депутатской почте – десятки писем по этому поводу. Социологический опрос показывает, что детям такая форма экзамена по душе. Гораздо болезненнее к нему относятся родители. По мнению депутатов, проблема, скорее, психологическая, и если бы органы образования своевременно провели разъяснительную работу среди выпускников и их родителей, ненужного ажиотажа вокруг ЕГЭ не было бы. У министра – свое отношение к единому экзамену. Он сравнивает эту затею с возведением крыши без фундамента. Правильнее, на его взгляд, сначала изменить саму систему образования, а уж потом — порядок аттестации, а не наоборот. Валерий Нестеров убежден, что в целом реформирование образования следовало начинать с коренного изменения и совершенствования педагогического образования, иначе на результат рассчитывать не приходится. Институт развития регионального образования Свердловской области (ИРР) именно так и понимает свою задачу и немало делает для повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, которые в идеале должны быть современными менеджерами, способными решать поставленные перед ними задачи в условиях рыночных отношений. Но для расширения этой деятельности нужно усовершенствовать правовое поле всего государства, а не отдельно взятого региона. Выступивший с докладом от имени депутатского корпуса заместитель председателя Палаты Представителей Александр Серебренников обозначил роль Законодательного Собрания в системе общего и профессионального образования, обратив особое внимание на необходимость вернуться к системе государственного образовательного заказа, базирующегося на долгосрочном социально-экономическом развитии регионов России. Это позволит спланировать подготовку востребованных на производстве кадров и соответственно снизит остроту проблемы трудоустройства по специальности. Депутаты намерены обратиться с такой законодательной инициативой в Госдуму, и это – одна из рекомендаций совещания. Также рекомендуется: включить в федеральный государственный образовательный стандарт региональный компонент; определить законодательные меры по обеспечению внедрения отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат и повышение заработной платы работников образовательных учреждений; и др. Участникам совещания предложено в течение недели внести свои предложения по проекту рекомендаций. Подытоживая состоявшийся разговор, председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина поблагодарила всех участников совещания за обоюдно полезную встречу и от имени депутатов Палаты Представителей пожелала работникам министерства и учреждений образования успехов в подготовке к новому учебному году. Депутатов ждет огромная работа по формированию и принятию трехлетнего бюджета. В проекте закона раздел «Образование» обозначен весомо. В каком виде он будет принят, во многом зависит от взаимодействия законодателей и организаторов образовательного процесса, подчеркнула Л.В.Бабушкина. Сегодня был сделан уверенный шаг к полному пониманию и готовности к совместной работе.
|