Ноябрь `2010
пнвтсрчтптсбвс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29300102030405
18 ноября 2010 года  —  версия для печати

Анатолий Сухов рассказал об опыте работы Законодательного Собрания Свердловской области по контролю за исполнением законов

Под председательством депутата Государственной Думы Бориса Никонова в Законодательном Собрании продолжает работу пленарное заседание стажировки депутатов и работников аппаратов законодательных органов госвласти российских регионов.

С основным докладом выступил заместитель председателя Областной Думы Анатолий Сухов.  Он отметил, что с 2005 года Законодательным Собранием было принято 763 закона, из них 589  на сегодняшний день действующие.  Практика доказала, что без четко организованной системы контроля за исполнением  законодательства, многие намеченные цели действующих законов не были бы достигнуты, подчеркнул докладчик.

Широкий круг вопросов, связанных с контролем за соблюдением и исполнением областных законов, закреплен за профильными комитетами палат Заксобрания. Именно комитеты определяют, какие контрольные вопросы будут вынесены на заседание одной из палат, организуют систематическую работу по контролю за исполнением законов и постановлений по профилю комитета. Планы проведения контрольных мероприятий палат Законодательного Собрания на полугодие утверждаются постановлениями Областной Думы и Палаты Представителей. Так, по плану в 2010 году законодатели должны рассмотреть 60 контрольных вопросов, из них за десять месяцев было рассмотрено  45.

Контрольные мероприятия  позволяют улучшить качество законов, повысить действенность правового регулирования общественных отношений, подчеркнул Анатолий Сухов.  Например, по результатам анализа исполнения закона «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» депутаты Областной Думы рекомендовали региональному правительству подготовить изменения в закон в части предоставления мер господдержки субъектам инновационной деятельности, что и было сделано. При рассмотрении исполнения Избирательного кодекса Свердловской области было установлено, что он  требует дальнейшего совершенствования: отдельные его нормы вызывают трудности при практическом применении, отсутствует правовое регулирование некоторых правоотношений, также есть замечания  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся юридической конструкции норм кодекса.

 Для повышения эффективности контрольной деятельности комитеты Областной Думы активно используют депутатские слушания,  выездные заседания и совещания комитетов.  За последнее время   прошли депутатские слушания по проблемам пассажирских перевозок, по  вопросам образования в Свердловской области. В заключение доклада Анатолий Сухов подчеркнул, что механизм контроля со стороны  законодателей Свердловской области за соблюдением и исполнением законов региона будет совершенствоваться и в дальнейшем.

Проблематику мониторинга регионального законодательства в своем выступлении поднял заведующий отделом права Института философии и права УрО РАН, доктор юридических наук Михаил Казанцев.  Он отметил, что мониторинг законодательства состоит из трех разделов — мониторинг создания законодательства; состояния законодательства и мониторинг реализации законов.  Создание законодательства — это проектирование социальных отношений. Исполнение законодательства — это, в первую очередь, дело госорганов, а вот использование, реализация законов касается, прежде всего, граждан, считает Михаил Казанцев. Он подчеркнул, что в связи с этим крайне важно качественно разрабатывать и постоянно совершенствовать сами технологии мониторинга    

Депутат Областной Думы Галина Артемьева рассказала участникам стажировки об опыте работы комитета Областной Думы Заксобрания по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления.  Она, в частности, проинформировала о взаимодействии комитета при работе над проектами законов с органами местного самоуправления, с экспертными группами общественности.

О деятельности Счетной палаты Свердловской области по контролю за использованием средств областного бюджета рассказал ее руководитель Андрей Измоденов. Счетная палата была создана в 2002 году. Областной закон «О Счётной палате» установил, что она создаётся при Законодательном Собрании Свердловской области и является его уполномоченным контрольным органом.

Кроме контроля за исполнением областного бюджета, за 8 лет совместной работы Счётной палаты и палат Законодательного Собрания, выработались традиции, позволяющие достигать неплохих результатов, считает Андрей Измоденов. Аудиторами Счетной палаты  проводятся проверки исполнения приоритетных национальных проектов, целевых и инвестиционных программ, осуществляется действенная помощь в становлении муниципального финансового контроля.

Счетная палата постоянно осуществляет контроль за поступлением доходов в областной бюджет. В частности, проведены проверки правильности исчисления, полноты и своевременности поступлений в областной бюджет доходов: от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов госвласти и созданных ими учреждений; от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственными унитарными предприятиями Свердловской области. Были проконтролированы доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды и платежей от продажи этих земельных участков.

Андрей Измоденов подчеркнул, что значение государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной системе Российской Федерации будет только возрастать. На это нацелен и внесённый президентом в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Пленарное заседание  продолжилось выступлениями участников семинара из законодательных органов регионов УрФО и Татарстана, представителей Уральского института регионального законодательства. По итогам работы приняты рекомендации в адрес Государственной Думы и законодательных органов государственной власти российских регионов.