Январь `2005
пнвтсрчтптсбвс
27282930310102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31010203040506
18 января 2005 года  —  версия для печати

Председатель комитета Областной Думы по социальной политике Татьяна ВАХРУШЕВА: «Впереди — новая работа»

Итоги 2004 года

Прежде всего напомню, что после выборов в областную Думу в апреле 2004 года наш комитет был сформирован в новом составе. В него, помимо меня, вошли депутаты Виктор Владимирович Бабенко и Александр Андреевич Бухгамер (заместители председателя), Александр Леонидович Бурков, Константин Викторович Карякин, Валерий Павлович Новосёлов, Андрей Евгеньевич Рожков.

Совместными усилиями нам удалось в сжатые сроки проделать колоссальную работу, ведь 2004 год стал переходным в плане подготовки к законодательным новшествам на уровне субъектов Российской Федерации. Напомню, что федерацией был принят целый ряд законов, устанавливающих, так сказать, “новые правила игры” для регионов.

Например, один только закон № 122-ФЗ, получивший в народе название “о монетизации льгот” потребовал от нас разработки и принятия 25 областных законопроектов! Кстати, правильно название закона № 122-ФЗ звучит так: “О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Понятно, что столь длинный заголовок документа даже юрист с первого раза не произнесет безошибочно — вот и называют его по-простому: “о монетизации”.

Связанные с законом перемены в социальной сфере волнуют миллионы россиян — об этом я могу судить даже по количеству писем и предложений, поступивших в наш комитет от жителей Свердловской области. Беспокойство людей вполне понятно — появляется новая, непривычная для нашего общества схема, когда льготы предоставляются не в натуральном выражении, не в виде услуг, а в денежном.

Должна заметить, что принятые областные законы касаются трех категорий льготников: тружеников тыла, ветеранов труда, а также реабилитированных лиц. В нашей области всем им решено в 2005 году не заменять льготы денежной составляющей. Соответственно, областной Думой приняты три закона: “О социальной поддержке ветеранов”, “О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий”, “Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий”.

Остановлюсь на каждом из этих документов подробнее.

Итак, в закон о ветеранах сведены все льготы, которыми пользовались попадающие под эту категорию граждан. Повторяю — все льготы, то есть положенные не только по областному, но и по федеральному законодательству. Так, для инвалидов войны и инвалидов боевых действий в дополнение к федеральному социальному пакету предусмотрен бесплатный проезд по Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов. Им также предоставляется оплата в размере 50 процентов по общей площади их жилых помещений и коммунальных услуг. За этими людьми сохраняется обслуживание в областных государственных организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию. Им обеспечено внеочередное оказание медицинской помощи, ежегодное бесплатное диспансерное обследование.

Для инвалидов Великой Отечественной войны I группы закон Свердловской области устанавливает дополнительно к ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и социальному пакету компенсацию 50 процентов расходов, связанных с абонентской платой за телефон.

Для участников войны в нашей области, наряду с мерами социальной поддержки на уровне федерации, предусмотрены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях, бесплатный проезд по территории области на автомобильном транспорте общего пользования.

Кроме этого, женщинам — участницам войны, не имеющим инвалидности, один раз в два года предоставляется санаторно-курортная путевка по медицинским показаниям или денежная компенсация в размере 1000 рублей. Также этим женщинам положена 100-процентная компенсация стоимости услуг по установке телефона.

Ветеранам боевых действий, проживающим в нашей области, в дополнение к социальному пакету и 650 рублям единовременной выплаты предоставляется скидка по оплате жилья и коммунальных услуг.

Инвалидам по общим заболеваниям также положена 50-процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг. А денежная компенсация, которую они будут получать по федеральному законодательству, выдается для оплаты проезда в транспорте, абонентской платы за телефон, зубопротезирования.

Таким образом, дополнительно к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законом, в нашей области получат льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалиды войны, бывшие узники фашизма-инвалиды, участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны и боевых действий, все инвалиды по общим заболеваниям, чернобыльцы, доноры.

Для ветеранов труда сохранены все льготы, которыми они пользовались ранее. Изменился лишь механизм предоставления льгот по абонентской плате за телефон, радио и коллективную антенну: ветеранам придется платить полную сумму, но районные управления социальной защиты половину ее будут возвращать. Для этого ветеран должен прийти в управление социальной защиты со своим заявлением и квитанцией об уплате “абонентки”. Далее квитанции нужно будет предоставлять в районный орган соцзащиты раз в полгода.

Остаются все прежние льготы и у тружеников тыла. К тому же теперь по закону “О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области” они могут один раз в два года получить бесплатную санаторно-курортную путевку по медицинским показаниям или компенсацию за нее в размере 1000 рублей. Также этой категории ветеранов будет оплачиваться и 50 процентов стоимости лекарств.

Оставлены все прежние льготы и лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным. Кроме того, в нашей области они будут получать по 1000 рублей один раз в год — независимо от дохода, возраста и состава семьи.

Механизм этих выплат такой: гражданин приносит в районное управление соцзащиты справку о своем статусе, и ему эти деньги перечисляют на счет в сбербанке, либо высылают почтовым переводом.

Однако следует помнить, что если гражданин попадает под действие нескольких льгот (например, он и участник войны, и ветеран труда), то он получает лишь одну. Сложность в том, что теперь льготники будут разделены по двум регистрам: федеральному и областному. Если у человека две льготы и больше, он автоматически попадает в тот регистр, который для него более выгоден.

Помимо вышеуказанных областных законов, с 1 января 2005 года начали действовать и другие, над которыми также работал комитет Думы по социальной политике. Стоит упомянуть закон “О ежемесячном пособии на ребенка”: если раньше порядок назначения и выплаты, а также размер пособия устанавливался федерацией, то теперь эта обязанность легла на плечи регионов. В Свердловской области нам удалось увеличить размер пособия на ребятишек из многодетных семей.

Другим областным законом устанавливается ежемесячное пособие опекуну (попечителю) на содержание ребенка. Раньше эти выплаты осуществляли органы местного самоуправления — в результате размеры пособия на разных территориях нашей области существенно отличались, возникали определенные сложности, нестыковки. Теперь же в законе четко указана сумма: опекунам и попечителям положено ежемесячно платить 2100 рублей на каждого ребенка плюс уральский коэффициент.

Кроме того, в результате деятельности комитета, в 2004 году Дума приняла такие социально важные законы, как “О защите прав ребенка”, “Об образовании”, “О библиотеках и библиотечных фондах”, “О государственных объектах культурного наследия (памятников истории и культуры)”, “О музеях и музейных фондах”, “О благотворительной деятельности”, “О государственной поддержке средств массовой информации”. В течение прошедшего парламентского года внесены изменения и дополнения во все законы, регулирующие оказание медицинской помощи на территории Свердловской области, среди них — законы “О здравоохранении”, “О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза”, “О защите населения Свердловской области от заболеваний, передаваемых половым путем”, “О защите населения от инфекционных заболеваний, передаваемых при донорстве крови и ее компонентов”, “О статусе лечебно-оздоровительных местностей и курортов Свердловской области”, “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”.

Необходимо отметить, что такой огромный объем законотворческой работы удалось проделать благодаря конструктивной позиции и слаженной деятельности всех депутатов, входящих в комитет по социальной политике, их помощников, замечательных специалистов и консультантов нашего комитета. Большое значение имеет и то, что у нас есть взаимопонимание с исполнительными органами власти Свердловской области, налажен эффективный диалог с органами местного самоуправления.

И сегодня, подводя итоги ушедшего года, я хочу выразить благодарность всем, кто помогал нам в очень непростом законотворческом деле. Тем более, это было вдвойне непросто, ведь социальная политика очень деликатная сфера общественных отношений, поскольку затрагивает интересы каждого жителя Свердловской области. Особенно же зависят от ее грамотного проведения наименее социально защищенные люди. А это, поверьте, крайне тяжелый груз ответственности, возложенный прежде всего на депутатов.

Но мы справились. И теперь у нас впереди — новая работа, не менее сложная…

 

Пресс-релизы того же времени:
18.01.2005
Председатель комитета Областной Думы по социальной политике Татьяна ВАХРУШЕВА: «Впереди — новая работа»