Прошедший 2004 год для всех нас во многом был новаторским. Состоялись выборы Президента Российской Федерации, наполовину обновилась областная Дума и полностью — Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области. Начата реформа местного самоуправления, приняты федеральные законы, которые серьезно изменяют порядок избрания губернаторов, изменена система оказания социальной помощи населению. Как в этих условиях работала областная Дума? Рассказывает председатель палаты Н.ВОРОНИН. - Николай Андреевич, каким был 2004 год для областных депутатов? — Год был сложным, насыщенным событиями и плодотворным. Не припомню, чтобы Дума когда-либо еще работала в столь напряженном ритме — по три-четыре заседания в месяц вместо традиционных двух. Мы приняли 241 законопроект — это абсолютный рекорд. За 10 лет законотворческой деятельности такого количества еще не было — фактически половина действующих сегодня законов Свердловской области. — Чем это вызвано? — Такой объем законотворческой деятельности обусловлен несколькими обстоятельствами. Первое: депутаты активно работали над реализацией федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Мы полностью завершили принятие законов о наделении статусом и установлении границ муниципальных образований. С 1 января 2005 года в Свердловской области образовано 5 муниципальных районов, 67 городских округов, 5 городских и 16 сельских поселений. Это результат огромнейшей работы, которая проведена областной Думой — и прежде всего комиссией по вопросам местного самоуправления, возглавляемой Галиной Николаевной Артемьевой, совместно с депутатами Палаты Представителей, правительством Свердловской области, главами муниципальных образований и представительными органами местного самоуправления. Проведение реформы местного самоуправления потребовало пересмотра ряда областных законов, и некоторые из них, регулирующие вопросы местного самоуправления, были признаны утратившими силу. Второе: большой блок вопросов касался реализации административной реформы. В этом направлении в 2004 году принято 36 областных законов, работа над которыми легла на плечи комитета областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления, возглавляемого Сергеем Михайловичем Лазаревым. Проведена просто колоссальная работа по уточнению положений Устава Свердловской области. Центром этой работы стала комиссия по подготовке предложений, возглавляемая губернатором Свердловской области Эдуардом Эргартовичем Росселем, в которую входят депутаты Законодательного Собрания, представители правительства области и администрации губернатора, видные ученые и юристы. В течение года принято три закона о внесении изменений в Устав Свердловской области, благодаря чему сегодня он соответствует серьезно изменившемуся федеральному законодательству. В плотном режиме работал комитет по промышленной, аграрной политике и природопользованию (председатель Владимир Николаевич Машков). Помимо традиционно курируемых этим комитетом вопросов повышения эффективности управления государственной собственностью, депутатам пришлось немало поработать над созданием областного законодательства по защите населения Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по радиационной и пожарной безопасности. Построение вертикали власти и значительно возросший объем работы законодателей страны вызвал потребность взаимодействия выборных органов субъектов Российской Федерации. Это направление работы взяла на себя комиссия областной Думы по межпарламентским связям, которая под руководством Веры Александровны Соколкиной сделала немало по обмену опытом законотворчества. Совершенно новым для нас направлением стала реализация федерального закона (его обычно называют по номеру — 122-й) о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. — Вы имеете в виду закон о так называемой монетизации льгот? — С легкой руки журналистов в народе этот закон так и зовут. Но он гораздо шире. Его главная задача — четко расписать полномочия и расходные обязательства каждого уровня власти. Для реализации данного федерального закона потребовалось отменить полностью или частично более 112 федеральных законов и еще в 153 федеральных закона внести изменения. Естественно, претерпело изменения и законодательное поле Свердловской области: 100 областных законов, принятых в разные годы и действующих на территории Свердловской области, признаны утратившими силу; ряд положений еще 36 областных законов признаны недействующими. В общей сложности депутатами областной Думы совместно с правительством и губернатором Свердловской области было подготовлено и принято около 60 законов, которыми четко определены полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты более одного миллиона граждан, проживающих в нашей области. Среди них — законы о социальной поддержке ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а таких граждан у нас в области зарегистрировано более 515 тысяч человек, законы о ежемесячном пособии на ребёнка, о ежемесячном пособии опекуна (попечителя) на содержание ребёнка, о социальной помощи малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам. Здесь надо отдать должное членам комитета по социальной политике и его председателю — Татьяне Николаевне Вахрушевой. Они самым добросовестнейшим образом буквально «перелопатили» областное законодательство в сфере соцзащиты, проявив заботу о всех категориях льготников. Решены вопросы, связанные с новым порядком финансирования системы образования. Основательно переработано областное законодательство по вопросам здравоохранения: внесены принципиальные изменения в закон о здравоохранении, о противотуберкулезной помощи, о вакцинопрофилактике; приняты законопроекты, которые определяют гарантированную бесплатную медицинскую помощь населению Свердловской области. Депутаты успешно справились и с такой задачей, как принятие целого блока законов по социальной поддержке отдельных категорий граждан, переданных с федерального уровня субъектам Российской Федерации: ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, подвергшихся политическим репрессиям. — Видимо, поэтому в области не было массовых выступлений против замены льгот денежным выражением? — Безусловно! Считаю большим плюсом законодательной и исполнительной ветвей власти Свердловской области тот факт, что все базовые законы, которые необходимы для социальной защиты населения, уже приняты и вступили в силу с 1 января. Они подкреплены конкретными суммами и финансовыми источниками, определенными законом об областном бюджете на 2005 год, и что самое главное — обеспечивают уровень социальной защиты не ниже уровня предыдущих лет. Хотя, конечно, первое время может быть некоторая неразбериха. Но одно могу сказать: бюджет 2005 года, сформированный в совершенно новых условиях, учитывает вопросы разграничения полномочий и вытекающее из этого увеличение на областной бюджет социальной нагрузки. Уместно заметить, что нынче впервые за последнее время нам удалось принять закон о бюджете раньше, чем было прежде. Это стало возможно благодаря большой организационной работе, проведенной комитетом областной Думы по бюджету, финансам и налогам во главе с Владимиром Андреевичем Терешковым. Задолго до поступления законопроекта в областную Думу рабочая группа из представителей министерства финансов при участии депутатов обеих палат еще летом провела согласование доходов и расходов муниципальных образований, и все спорные вопросы удалось снять в рабочем порядке, поэтому законопроект прошел через областную Думу весьма конструктивно. Оперативно сработала и согласительная комиссия, созданная для доработки законопроекта ко второму чтению. В результате общих усилий закон об областном бюджете на 2005 год был принят областной Думой в небывало ранний срок — 17 декабря, что позволило и области, и муниципальным образованиям начать новый год с полноценным финансированием. Консолидированный бюджет составляет более 52 миллиардов рублей, из них очень большая сумма средств (на 2 миллиарда рублей больше, чем в 2004 году) выделяется на финансирование здравоохранения. На социальную защиту граждан выделено 6 миллиардов рублей, свыше 6 миллиардов рублей направляется на финансирование физической культуры, 2,3 миллиарда — на образование. И мы традиционно будем отслеживать исполнение каждой строки бюджета. Уже на первом после новогодних праздников заседании областной Думы депутаты намерены заслушать информацию правительства области о предоставлении социальных льгот ветеранам войны, труда, труженикам тыла и другим категориям граждан на территории Свердловской области, в том числе и ходе перевода граждан, социальные льготы которых финансируются из федерального бюджета, на денежные выплаты. — Говорят, закон живет, если он действует. Отслеживают ли депутаты исполнение законов Свердловской области? — Хороший вопрос. Действительно, принять закон — полдела. Надо, чтобы он исполнялся. Мы это прекрасно понимаем. С апреля на заседаниях областной Думы рассмотрено 59 вопросов, так или иначе связанных с реализацией принятых нами законов. В частности, мы проверили, как осуществляются государственные целевые программы развития культурной деятельности, управления государственной собственностью, целевой программы поддержки малого предпринимательства, а также действие областных законов о лекарственном обеспечении граждан, о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о туризме и туристической деятельности и других. Кроме того, нами рассмотрены результаты проведенных Счетной палатой проверок по расходованию средств областного бюджета министерствами здравоохранения, общего и профессионального образования, департаментом по делам молодежи, а также муниципальными образованиями Байкаловский и Талицкий районы. Большим подспорьем в этой работе служат письма избирателей. В 2004 году в областную Думу от граждан и юридических лиц поступило более шести тысяч обращений. Каждое из них было внимательно рассмотрено и изучено. Конечно, не все ответы — положительные, ведь мы вынуждены учитывать реальные финансовые возможности областного бюджета. Но ни один сигнал, ни одно письмо не осталось без внимания. К числу контрольных мероприятий по праву можно отнести выездные заседания комитетов по вопросам развития образования, здравоохранения, поддержки села, оборонной промышленности Свердловской области. Такие встречи, как правило, проходят при активном участии органов местного самоуправления, которые так же, как и областные депутаты, заинтересованы в эффективности законов. Большой резонанс получили депутатские слушания по вопросам налогового законодательства, агропромышленного комплекса Свердловской области и другие. — Областную Думу, формируемую по партийным спискам, называют зеркалом общества. Что сегодня в нем отражается? — Сегодня в Думе сформирована достаточно мощная фракция лидирующей в стране партии «Единая Россия» (руководитель фракции Анатолий Павлович Мальцев). В нее входят 14 депутатов из 28. Она стала консолидирующей силой в законотворческой работе. Активно трудились также депутаты фракции «За родной Урал» (руководитель — Александр Андреевич Бухгамер), представители КПРФ, ЛДПР. Представительство разных партий в Думе порождает споры и дискуссии, и это нормально — в спорах рождается истина. Главное, чтобы по принципиальным вопросам удавалось найти компромиссное решение. Коллегиальный принцип лежит в основе всей деятельности Думы, начиная от формирования проектов повестки дня на оперативных совещаниях, проводимых заместителем председателя областной Думы Наилем Залиловичем Шаймардановым. Возможность высказаться и отстоять свою позицию есть у каждого депутата. Пожалуй, именно этот фактор и обусловил выполнение депутатами обязательств перед избирателями, жителями Свердловской области. — Николай Андреевич, над чем намерены работать депутаты областной Думы в 2005 году? — Наступивший год для законодателей области обещает стать непростым. Достаточно взглянуть в план законопроектных работ, сверстанный общими усилиями под руководством заместителя председателя областной Думы Валерия Павловича Новоселова. В 2005 году депутатам предстоит внести изменения в Устав и другие законы Свердловской области в связи с вступлением в силу федерального закона о новом порядке избрания высших должностных лиц (губернаторов) субъектов Российской Федерации. Есть необходимость рассмотреть большой блок законопроектов по местному самоуправлению, чтобы полномочия муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений были подкреплены доходными источниками. Также предстоит внести изменения в Избирательный кодекс — в связи с исключением положения о формировании избирательных блоков. Большой объем законотворческой работы предстоит проделать в сфере бюджетного и налогового законодательства, в том числе по установлению законом минимальных социальных стандартов и нормативов расходов бюджетов, определить порядок финансовой поддержки муниципальных образований. В «портфеле» законотворческих работ на 2005 год — закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Свердловской области, серия законов о жилищной политике, в том числе о предоставлении жилища, о стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг. Будет продолжена работа по обеспечению прав граждан на социальную защиту и предоставление социальных услуг. Нам предстоит разработать законопроекты об областной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, об охране здоровья матери и ребенка, о внесении изменений в законы о физической культуре и спорте, о туризме и туристической деятельности и другие. Безусловно, в центре внимания депутатов областной Думы будут вопросы подготовки к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, — с тем, чтобы ни один из участников войны, тружеников тыла не был обойден вниманием как органов власти, так и трудовых коллективов.
|