- Юрий Валерьевич, назовите основные направления работы областных законодателей в 2004 году. — Прошедший год был не простой. Он войдет в историю прежде всего трагедией в Беслане, которая всех нас заставила по-другому взглянуть на жизнь. В законодательном плане год был реформаторским. В стране проведена огромная работа по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Принципиально изменен порядок оказания социальной помощи населению. Это потребовало от депутатов глубокого анализа и изменения всей законодательной базы Свердловской области. — Значит ли это, что монетизация льгот в Свердловской области пройдет безболезненно? — Я не берусь категорически это утверждать, потому что любая реформа, любые перемены первое время, как правило, пробуксовывают. Нужно время для притирки к новым правилам. Но одно могу сказать точно: палатами Законодательного Собрания совместно с правительством области приняты все базовые законы, необходимые для обеспечения социальной защиты населения, в том числе ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, малоимущих семей, одиноко проживающих граждан. В общей сложности определен объем и порядок социальной поддержки более 1 миллиона граждан, проживающих на территории Свердловской области. С 1 января законы вступили в силу и для их реализации предусмотрены необходимые средства в областном бюджете на 2005 год. — К слову, о бюджете. Впервые за последнее время депутатскому корпусу удалось принять закон об областном бюджете не под новогодний бой кремлевских курантов, а значительно раньше. Как удалось избежать традиционного аврала? — Работа над бюджетом началась задолго до поступления законопроекта в Областную Думу. Рабочая группа из представителей министерства финансов при участии депутатов обеих палат еще в августе начала согласование доходов и расходов муниципальных образований, и все спорные вопросы удалось снять загодя. Поэтому законопроект прошел первое чтение конструктивно, без лишних дискуссий, а согласительной комиссии, созданной для доработки законопроекта, хватило восьми заседаний вместо привычных 18–20, чтобы подготовить документ ко второму чтению. Мы прекрасно понимали, что чем раньше примем бюджет, тем больше шансов у муниципальных образований принять местные бюджеты и начать новый год с полноценным финансированием. — Юрий Валерьевич, как вы оцениваете бюджет 2005 года? — Бюджет социально ориентированный, учтены и заработная плата работникам бюджетной сферы, и погашение кредиторской задолженности по коммунальным платежам за прошлый период, и финансовое обеспечение льгот, при этом сохранены и даже увеличены объемы бюджетных средств, выделяемых на областные государственные целевые программы, включая строительство жилья и содержание дорог. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям составит более двух миллиардов рублей. Конечно, денег всегда мало. И задача власти — добиваться стопроцентной собираемости налогов и сборов, искать дополнительные источники доходов. — За примерами далеко ходить не надо. Достаточно напомнить, как корректировали бюджет 2004 года. — Действительно, в связи с поступлением средств из федерального бюджета и получением собственных дополнительных доходов в общей сложности депутатами было перераспределено 2,3 миллиарда рублей. Большая часть этих средств направлена преимущественно муниципальным образованиям, увеличены расходы на строительство жилья, на здравоохранение, в том числе на снижение задолженности перед аптеками за лекарства, отпущенные по льготным рецептам, на строительство метрополитена. По настоянию депутатов Палаты Представителей дополнительно выделено 100 миллионов рублей на господдержку агропромышленного комплекса. Причем мы настояли также на том, чтобы и в бюджете 2005 года на развитие села было направлено не менее 3 процентов средств областного бюджета. Для нас, избранных от территорий, наполняемость бюджетов — принципиально важный вопрос. Вот почему в постановлении Палаты Представителей по закону о бюджете 2005 года мы записали такой пункт: ежеквартально рассматривать вопрос собираемости налогов в областной бюджет. Ведь чем больше налогов, тем больше можно сделать доброго и полезного для жителей области. — «Депутатский фонд» — из серии добрых дел? — Безусловно. Фонда как такового нет. Просто депутаты Палаты Представителей настояли на том, чтобы предусмотреть в бюджете 2005 года по 1 миллиону рублей на избирательный округ. На эти средства каждый депутат сможет по согласованию с руководителями муниципальных образований осуществить по наказу избирателей тот или иной проект, не попавший в областные целевые программы, но требующий незамедлительного решения. — Подводя итоги 2004 года, невозможно не спросить об участии депутатов в реформе местного самоуправления. Что сделано палатой в этом направлении? — Палатой Представителей совместно с исполнительной властью и органами местного самоуправления проведена большая работа по осуществлению реформы местного самоуправления в рамках реализации федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Мы провели серию совещаний с руководством муниципалитетов по разъяснению сути реформы. Это позволило правильно расставить акценты и решить вопросы административно-территориального устройства области. Областная Дума приняла, а Палата Представителей одобрила пакет законов об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом. С 1 января 2005 года в Свердловской области образовано 67 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений. Впереди нас ждет следующий этап реформы — обеспечить экономическую самостоятельность территорий, а также привести областное законодательство и местные нормативно-правовые акты в соответствие с федеральным законодательством о местном самоуправлении. — Палата Представителей избрана в марте, а впечатление, что в таком составе она работает давно. Только за последнее время вашими коллегами сделано несколько громких заявлений. В частности, по борьбе с алкоголизмом и наркоторговцами. Это не пиаровский ход? — Состав Палаты Представителей настолько мощный, что в рекламе не нуждается. Большинство депутатов — это директора крупных предприятий, бизнесмены, с большим жизненным и управленческим опытом, и, естественно, у них на все есть своя, принципиальная позиция. Да, депутаты Палаты Представителей поддержали предложение нашей комиссии по соблюдению областного законодательства и по вопросам общественной безопасности — внести в Госдуму в порядке законодательной инициативы Законодательного Собрания Свердловской области проект федерального закона, которым мы предлагаем в ныне действующий федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» внести две принципиальных поправки: отнести пиво к алкогольной продукции, а также предоставить органам местного самоуправления определять режим торговли алкогольной продукцией в объектах торговли. Эти вопросы поднимались депутатами на выездном семинаре-совещании в Каменске-Уральском, администрация которого первой в области ввела ограничение на торговлю спиртным в ночное время. Мы считаем, что сложившаяся в стране и области ситуация с пьянством и алкоголизмом требует принятия не-отложных комплексных мер. Неумеренное потребление всеми группами населения алкоголя, в том числе пива, влечет за собой рост различных правонарушений. Появились такие явления, как подростковый, детский, «пивной» алкоголизм. Продолжает увеличиваться количество административных правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения. Разве можно оставаться равнодушными к такой проблеме? Не могли мы не высказать своего отношения и к постановлению Правительства Российской Федерации, которым разрешается на вполне законных основаниях иметь в кармане смертельную дозу — до 20 граммов марихуаны или до 1 грамма героина, и за это предусмотрена лишь административная ответственность в виде символического штрафа. Понятно, что принятие данного постановления легализует не только потребление наркотиков, но и саму возможность массового мелкого сбыта, что впрямую ведет к созданию разветвленной сети мелкооптовых сбытчиков и грозит обернуться серьезной угрозой национальной безопасности страны. Мы приняли постановление Палаты Представителей с требованием рассмотреть вопрос об отмене вышеуказанного постановления Правительства РФ и направили его Президенту России, председателю Правительства РФ и в Госдуму. Принципиальность, с которой палата подходит к принятию решений, вызывает уважение. — А говорили, что палату в таком «звездном» составе не собрать, и за депутатов вынуждены будут работать помощники и аппарат Законодательного Собрания. — Каждый депутат знал, зачем сюда шел, и с первого дня избрания общий настрой — на активную, плодотворную работу. У нас не было проблем с распределением обязанностей: оперативно сформировали комитеты, определили задачи на весь срок депутатских полномочий. Подсказкой послужили наказы избирателей. Что не вошло в компетенцию комитетов или требует более тщательной проработки, отдали комиссиям, которые тоже сформировали по принципу добровольности. Скажем, наш «альфовец» Виктор Шептий вызвался возглавить комиссию по соблюдению областного законодательства и вопросам общественной безопасности, а бизнесмен, директор супермаркета «Кировский» Игорь Ковпак организовал комиссию по вопросам развития малого и среднего бизнеса. — Юрий Валерьевич, судя по первым шагам, Палата Представителей не намерена ограничиваться только одобрением законов, принятых областной Думой. — Совершенно верно. Мы — представители территорий, и мы хотим участвовать в решении принципиальных, жизненно важных для населения области проблем, в определении политики областной власти. — В чем вам видится главная задача депутатского корпуса? — Задачи всем нам, россиянам, поставил Президент РФ Владимир Путин в Бюджетном послании Федеральному Собранию — это удвоение внутреннего валового продукта, что в свою очередь позволит сократить число бедных. Для этого нужно очень и очень много работать. Будут в полную силу работать заводы — значит, увеличится сбор налогов, а если будет наполнен областной бюджет, появится возможность решать социальные вопросы: здравоохранения, образования, культуры — всё то, с чем каждый из нас сталкивается ежедневно. Это одна цепочка, и выстраивать ее надо с первого звена — с улучшения работы промышленных предприятий. Для этого нужно создать благоприятный режим хозяйствования, климат доверия и возможности инвестирования. На встрече с немецкими парламентариями из Бундестага, которые приезжали на Урал в рамках Дней Германии в Екатеринбурге, наши коллеги назвали несколько обязательных условий для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе, решаемых на законодательном уровне: это правовая безопасность, надежность вкладывания денег, устранение административных барьеров, с которыми особенно часто приходится сталкиваться предприятиям среднего и малого бизнеса. Вот этим мы и пытаемся заниматься. Надо поднять производство на прежний уровень, вернуть престиж рабочих профессий, создать такие условия работы на предприятиях, чтобы люди гордились и своим заводом, и городом, в котором живут. Кстати, депутаты Палаты Представителей на своих предприятиях делают все возможное в этом направлении. Я имею в виду генерального директора Богословского алюминиевого завода Анатолия Васильевича Сысоева, управляющего директора Синарского трубного завода Анатолия Илларионовича Брижана, президента объединения заводов «Финпромко» Анатолия Ивановича Павлова. Их подход — государственный. — За неполные девять месяцев с момента избрания Палата Представителей изрядно поколесила по области, побывала на севере, юге и западе, и явно не ради экскурсии. Что дают эти поездки? — Да, мы решили не ограничиваться работой в кабинетах Белого дома и взяли за правило проводить выездные заседания с приглашением глав администраций муниципальных образований и руководителей градообразующих предприятий. Подобными встречами мы преследуем несколько целей. Во-первых, рассказать жителям области, для чего нужна верхняя палата, какие вопросы она решает. Во-вторых, вместе с исполнительной властью и органами местного самоуправления правильно расставить акценты в проведении реформы местного самоуправления. В-третьих, поездки в территории позволяют депутатам своими глазами увидеть и понять, какие проблемы есть на местах, что волнует людей не только в собственном избирательном округе, но и по всей области. — Какие еще новые формы работы появились у Палаты? И что взято от предшественников? — Конечно, мы начали не с нуля и благодарны своим предшественникам, заложившим основы работы Палаты Представителей. Скажем, мы продолжили практику проведения «Правительственного часа» и с интересом приглашаем выступить с информацией по острым вопросам министров областного правительства. Мы сохранили традицию проведения в Цирке благотворительной депутатской елки: 27 декабря на ней побывали более 2000 ребятишек из домов-интернатов, малообеспеченных семей, из домов ребенка со всех избирательных округов области. К «новинкам» я бы отнес создание при Палате Представителей Общественного Совета по нравственности. Это инициатива Анатолия Марчевского, который первым объявил войну пошлости и насилию на экране и решил оградить детей от этого безобразия. В совет вошли авторитетные деятели науки, образования, культуры и представители общественности. Они не только борются с фактами негативного воздействия информации на подростков, но и пытаются способствовать созданию и пропаганде добрых фильмов, детских и молодежных передач. Для этого Советом объявлен творческий конкурс «Камертон». К новым веяниям я, пожалуй, отнес бы участие депутатов в спортивной жизни. В составе сборной Законодательного Собрания мы выступили в турнире по офисболу, летом провели соревнования по стрельбе. Что особенно ценно, почти все мои коллеги организуют в своих избирательных округах детские спортивные площадки. Мы хотим личным примером вернуть спорт в массы, ведь спорт — лучший путь к здоровью, физическому и нравственному. — Юрий Валерьевич, как в целом вы оцениваете первый год работы Палаты Представителей нового состава? — Во-первых, не год — нас избрали 14 марта. Во-вторых, оценивать нашу работу, наверное, все-таки не нам, а нашим избирателям, и они будут судить о нашей деятельности не по количеству проведенных заседаний и принятых законов, а по реальному улучшению своей жизни. Не сомневаюсь, что через четыре года перемены будут ощутимы. А пока могу сказать, что мы делаем на законодательном уровне все возможное, чтобы помочь людям зарабатывать деньги, на которые можно было бы достойно жить. Нина ЯКИМОВА, пресс-служба Законодательного Собрания
|