В рассмотрении широкого круга проблем данной отрасли приняли участие депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Наиль Шаймарданов, Владимир Никитин, Владимир Машков, Владимир Терешков, Евгения Талашкина, Владимир Коньков, Владимир Таскаев, Ринат Садриев, Елена Чечунова, Асхатъ Масаев, Галина Артемьева, Владимир Кадочников, Александр Бурков, Владимир Русинов, Виктор Шептий, а также представители Правительства Свердловской области, руководители федеральных структур, главы муниципальных образований и руководители представительных органов местного самоуправления, руководители транспортных организаций, пассажироперевозчики, общественность, средства массовой информации, другие заинтересованные лица. Открывая депутатские слушания, заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов отметил, что тема транспорта не раз поднималась депутатами, и в том, что есть положительные сдвиги в развитии воздушного, железнодорожного транспорта, в значительном улучшении качества обслуживания пассажиров на авиалиниях и железнодорожных магистралях, есть немалая заслуга областного депутатского корпуса. Сегодня по остроте проблем на повестку дня выходят преимущественно автотранспортные перевозки. Наибольшую тревогу вызывают изношенность автопарка, содержание дорог, безопасность движения, вопросы финансирования льготного проезда. - Пассажирские перевозки – услуга социально значимая, ее нельзя рассматривать только с коммерческой точки зрения, — задал тон слушаниям председательствующий Владимир Машков, председатель комитета Областной Думы по промышленной, агарной политике и природопользованию. С основным докладом выступил депутат Ринат Садриев, член комитета Областной Думы по промышленной, агарной политике и природопользованию. Он очертил круг общих проблем, характерных для всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, речного, железнодорожного, метро. Это, прежде всего, высокий (55-70%) износ транспортных средств, особенно автобусов, основная масса которых – выпуска прошлого века. В Свердловской области износ автобусов, троллейбусов, трамваев, самолетов, вертолетов, электропоездов в среднем составляет примерно 70%. Водный (речной) флот – в не менее изношенном состоянии и требует немедленной замены. Во-вторых, так называемый человеческий фактор, отсутствие в автошколах и на автотранспортных предприятиях надлежащих условий для качественной подготовки кадров. За 2006 год в области подготовлено 2046 водителей категории «Д» при наличии в автобусном парке более 21 тысячи автомобильной техники. Кадровая проблема усугубляется непрестижностью специальности «водитель», низкой заработной платой, а также наплывом водителей из Ближнего зарубежья, стран постсоветского пространства. В малой авиации подготовка летного состава так же не удовлетворяет требованиям безопасности полетов. В-третьих, плохое состояние дорог, из-за чего происходит почти четвертая часть дорожно-транспортных происшествий. Вообще безопасность дорожного движения – больная тема не только для Свердловской области. В 2006 году в стране в ДДП погибли 32,5 тысячи человек – это население небольшого города. Не зря Президент России в одном из своих ежегодных посланий Федеральному Собранию назвал дорожно-транспортные происшествия в качестве одной из серьезнейших проблем народосбережения. По данным Управления ГАИ ГУВД Свердловской области, в 2006 году по вине водителей автобусов зарегистрировано 204 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 7 человек, 321 получили ранения, 25 из них — дети. Докладчик не только обозначил проблемы, но и предложил пути их решения. Прежде всего, необходимо ликвидировать пробелы в правовом регулировании пассажирских перевозок. Законодательная база, финансовое обеспечение данного сектора экономики не позволяют думать о перспективном развитии транспортной отрасли, речь идет лишь о ее спасении, подчеркнул Ринат Садриев. При этом он отметил, что за последние годы в этом направлении сделано немало: принят Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего воздушного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, федеральный закон «О транспортной безопасности», утверждена «Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года». В 2006 году Государственной Думой принят в первом чтении Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ. На рассмотрении в Правительстве РФ находится законопроект «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ». «Красной нитью» в этих документах проходит мысль, что государство исходит из необходимости сокращения своего непосредственного участия в транспортной деятельности, которое сегодня в ряде случаев является избыточным. Государство не в праве ограничивать доступ перевозчиков на рынок, должны создаваться равные условия для операторов различных форм собственности и развития конкуренции. Есть потребность в создании максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала. Только в Екатеринбурге частными перевозчиками инвестировано в экономику города более 500 млн. рублей только на приобретение техники; кроме того, трудоустроено несколько тысяч жителей, которым регулярно выплачивается заработная плата. Если в ближайшее время не принять надлежащих мер, муниципальный транспорт может сократиться как «шагреневая» кожа, а частный перевозчик за это время не успеет занять эту нишу, и тогда возникнет более глобальная проблема: как вообще добраться до работы, поликлиники, магазинов и т.п. Реализуемая РЭК тарифная политика неуклонно ведет к разрушению комплекса пассажирских перевозок. Применяемые сегодня в Свердловской области тарифы в пассажирских перевозках ярко показывают роль чиновника, который в угоду личным амбициям, политическим течениям убивает эту отрасль. Разработка законодательных актов и внедрение их в жизнь на местном уровне ведется не так интенсивно. Постановление Правительства Свердловской области от 7 сентября 1998 года № 939-П «О схемах пассажирского автотранспортного обслуживания населения Свердловской области» так и не вступило в действие. Комиссия Свердловской области по вопросам безопасности дорожного движения, созданная в 2004 году, не выпустила ни одной рекомендации для перевозчиков. Областной закон, регламентирующий пассажирские перевозки, несмотря на наличие соответствующего полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, до сих пор не появился, и уже сейчас возникает потребность в принятии областной целевой программы по обеспечению безопасности ДД на автодорогах Свердловской области 2008−2012 г.г. Болезненная проблема – проезд льготников и компенсация выпадающих доходов пассажироперевозчикам. Необходимо усовершенствовать систему социальных мандатов и отказаться от льгот, не подкрепленных финансированием. Пока же за несовершенство системы транспортники вынуждены платить из своего «кармана». Государству не подобает быть хорошим за чужой счет, подчеркнул Р.Садриев. Еще одна проблема — безбилетный проезд. Количество так называемых «зайцев» в часы «пик» порой доходит до 50%. Это наносит дополнительный урон перевозчикам. В связи с этим возникает необходимость внедрения современных технических средств для обеспечения полноты сбора выручки, а также внесение соответствующих изменений в Административный кодекс РФ и в областной закон об административных правонарушениях. Отдельный разговор – о коммерческом транспорте, работающем, в основном, в режиме маршрутного такси. На начало 2007 года в Свердловской области насчитывалось более 21 тысячи единиц транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, из них более 14 тысяч – на коммерческой основе, четвертую часть от общего количества автобусов составляют «Газели» — 5392 единиц. Такое большое хозяйство, несомненно, требует общей централизации управления пассажирскими перевозками. Необходимо в перспективе создание координирующего центра, который сможет сделать процесс пассажирских перевозок устойчивым, управляемым и безопасным, более качественным, доступным для населения. Основной проблемой коммерсантов является их непринятие административным аппаратом. Зачастую маршруты предоставляются по произвольному желанию местных органов власти. Возможно, назрела необходимость применения к управлению процессом пассажирских перевозок инструментов независимого регулирования, считает Р.Садриев. Необходимо решить вопрос о заключении долгосрочных, до 5 лет, договоров на эксплуатацию маршрутов, что даст возможность перевозчикам стратегически планировать работу своих предприятий. Докладчик остановился также на вопросах налогообложения, состоянии улично-дорожной сети и сопутствующей ей инфраструктуры, на работе контролирующих органов, — транспортной инспекции Уральского Управления Госавтодорнадзора и Управления ГИБДД ГУВД Свердловской области, создании условий для перевозки инвалидов и некоторых других проблемах, касающихся всех видов перевозок. В обсуждении доклада приняли участие: начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области Юрий Кожевников, начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Олег Балабанов и другие. Министр финансов Свердловской области Мария Серова рассказала, что в 2006 году на перевозку пассажиров транспортные предприятия потратили почти 4 млрд. рублей. Ежегодно эта сумма увеличивается на 20 %. Юрий Демин, начальник Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области, выступая на слушаниях, сообщил, что в 2006 году было зарегистрировано более 26 тысяч нарушений, совершенных водителями пассажирского автотранспорта, при этом 358 водителей были лишены водительских прав, в т.ч. 8 водителей – за управление пассажирским транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. За первый квартал 2007 года водители пассажирского автотранспорта стали участниками 42 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1 человек погиб, а 67 получили травмы различной степени тяжести. Свыше 20% ДТП совершается водителями из стран СНГ, работающими по найму. Юрий Демин отметил, что операция «Автобус», которая неоднократно проводилась сотрудниками ГИБДД, показала, что на автотранспортных предприятиях, обслуживающих пассажиров, несовершенна система технического контроля за состоянием автотранспорта, водители не соблюдают режим труда и отдыха. Юрий Демин подчеркнул, что у транспортников отсутствует система подготовки водителей категории «Д», система повышения квалификации водительских кадров. Юлия Анисимова, начальник отдела управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в своем выступлении подчеркнула, что на сегодняшний день муниципальные и частные пассажирские транспортные предприятия находятся в неравных условиях. Она рассказала об административных барьерах, которые воздвигаются перед частными перевозчиками в муниципальных образованиях. Например, в 2005 году Управление получило 10 заявлений от частных перевозчиков, в которых подвергались сомнению добросовестность организаторов конкурсных процедур на организацию пассажирских перевозок. В 2006 поступило 5 подобных заявлений, было заведено два дела. Энрико Дамьяно, директор объединенного инженерного центра группы ГАЗ, проинформировал участников слушаний о деятельности группы ГАЗ – крупнейшего производителя коммерческого транспорта в России, занимающего 70-75% доли рынка. Э.Дамьяно рассказал, что производство автомобилей «Газель» на 8 и 13 пассажирских мест было начато в 1996 году, в 1998 году в «Газели» был модифицирован салон. Энрико Дамьяно отметил, что в России существует более ста документов, регламентирующих требования к пассажирским автобусам. «Газель» на 100% соответствует всем требованиям, заверил присутствующих Э.Дамьяно. В 1998 году в «Газели» был модифицирован салон, в 2003 году проведен очередной этап модернизации. С июля 2004 года все автомобили «Газель» снабжены антиблокировочной системой. Двигатели автомобиля соответствуют требованиям Евро-2 и Евро-3, для удобства пассажиров на ГАЗе разработали «Газель» с высоким кузовом. Энрико Дамьяно подчеркнул, что сегодня по дорогам страны ездят более миллиона «Газелей». В процентном отношении аварийность автомобиля не выше, чем у его «одноклассников». При анализе причин ДТП, совершенных с участием «Газелей», лидирует человеческий фактор, проинформировал выступающий собравшихся. «Со стороны производителя я гарантирую, что «Газель» соответствует всем требованиям по безопасности. По статистике, самым безопасным видом транспорта является авиационный, а на втором месте по безопасности стоит автомобиль «Газель», - заявил в заключение своей речи представитель группы ГАЗ. Николай Подкопай, председатель Региональной энергетической комиссии, считает, что в Екатеринбурге далеко не самые низкие тарифы на проезд в общественном транспорте. Например, в Волгограде проезд на автобусе стоит 5 рублей, а в Оренбурге троллейбусная поездка обойдется в 4 рубля. Николай Подкопай подчеркнул, что проблемы транспортников обусловлены не низкими тарифами, а тем, что транспортные предприятия, например, в Екатеринбурге, на протяжении ряда лет не получают от городской администрации средства, выделяемые городу из областного бюджета для удешевления проезда. В 2001 году муниципалитет недодал транспортникам более 21 миллиона рублей, в 2004 году – уже 70 миллионов, в 2006 году – более 140 миллионов рублей. В итоге за шесть лет сумма долга составила более пятисот миллионов рублей, а с учетом инфляции – более 740 миллионов рублей. За 2006 год екатеринбургские транспортные предприятия показали убытки на 100 миллионов рублей, но в то же время они недополучили 140 миллионов рублей от муниципалитета. Николай Подкопай подчеркнул, что очень часто тарифная политика муниципалитета зависит не от экономики, а от политики. Например, в Екатеринбурге с 2002 по 2005 год тарифы на пассажирские перевозки не изменялись, поскольку это время совпало с выборами главы Екатеринбурга и обещанием А.М. Чернецкого не менять тарифы в течение года после избрания. В столице Урала за эти три года была разрушена база индексации тарифов, считает Николай Подкопай. Такая же ситуация произошла в Нижнем Тагиле, когда в 2000 г. был введен тариф 3 рубля, и потом четыре года он не менялся. Николай Подкопай отметил, что если муниципальное автотранспортное предприятие просит РЭК включить в тариф инвестиционную составляющую на покупку новых автобусов, то необходимо сразу же представлять условия конкурса на приобретение транспортных средств, а позже – отчеты о покупках. Пока же транспортники только требуют повышения тарифов, апеллируя к необходимости обновления автопарка, но не готовы представить в РЭК всю документацию, необходимую для принятия решения по повышению тарифов на пассажирские перевозки. Валерий Барабаш, президент Свердловского регионального представительства «Российского автотранспортного союза», сказал, что Свердловской области необходимо определить политику в сфере транспорта общего пользования. При этом вопрос поддержки муниципального транспорта должен быть ключевым, считает Валерий Барабаш. Муниципальный транспорт существует во всех странах мира, он социально значим. Должна быть определена методика для расчета содержания муниципальных транспортных предприятий, подчеркнул В.Барабаш. На автобусные маршруты в отдаленные сельские населенные пункты государство должно устанавливать социальный заказ, предложил Валерий Барабаш. Владимир Усачев, заместитель председателя областного совета ветеранов, предложил в Екатеринбурге выделить социально-значимые маршруты, в первую очередь – в район госпиталя Ветеранов войн. Ветеран с возмущением говорил о хамстве кондукторов, о грязи на остановочных комплексах, о нежелании водителей коммерческих автобусов перевозить льготников. «Мы передали вам народное хозяйство в достойном состоянии, так платите нам за это хорошим отношением!» — сказал Владимир Усачев в заключение своего выступления. *** Участники слушаний приняли за основу проект рекомендаций в адрес Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и Свердловской области, Законодательного Собрания и органов местного самоуправления. Комитет Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию после доработки документа с учетом высказанных сегодня предложений вынесет его на рассмотрение депутатов Областной Думы.
|
|