Апрель `2008
пнвтсрчтптсбвс
31010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293001020304
22 апреля 2008 года  —  версия для печати

Под председательством Николая Воронина состоялось очередное, третье, заседание Областной Думы

Рассмотрены 29 вопросов повестки дня. В их числе – областной закон об использовании средств областного бюджета для осуществления полномочий Российской Федерации, о внесении изменений в ряд законов, заслушана информация Счетной палаты о проверках, проведенных по заданию Областной Думы.
Первым пунктом повестки дня по сложившемуся порядку на заседании Думы были утверждены кандидатуры мировых судей трех судебных участков.

ОБЛАСТНЫЕ ЗАКОНЫ
С докладом о проекте закона «Об использовании средств областного бюджета для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Свердловской области» на заседании Думы выступила министр финансов Свердловской области Мария Серова. Она отметила, что необходимость разработки законопроекта была продиктована тем, что финансовое обеспечение отдельных полномочий, переданных субъектам федерацией, обычно осуществляется по усредненным нормативам в объеме меньшем, чем необходимо Свердловской области. Вместе с тем, федеральное законодательство позволяет выделять на эти цели дополнительные средства из бюджета региона. Например, в случае необходимости средства могут выделяться на дополнительное лекарственное обеспечение льготников, на исполнение полномочий в сфере культуры и охраны историко-культурных ценностей, животного мира.
По словам выступившего с содокладом по этом вопросу председателя комитета Областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимира Терешкова, с проблемой недостаточного финансирования уже столкнулось областное министерство природных ресурсов. Из федерального бюджета финансируются лишь 23 ставки работников по охране животного мира, тогда как потребность в егерях на Среднем Урале составляет около 120 специалистов.
Как подчеркнул Владимир Терешков, цель рассматриваемого законопроекта – предоставление нашей области права в исключительных случаях принимать решение о финансировании части федеральных полномочий.
Депутаты одобрили закон в трех чтениях.
***
Также в трех чтениях были одобрены изменения в закон «О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области».
По словам Марии Серовой, внесение законопроекта обусловлено положениями бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ поправки, внесенные в областной нормативный акт, регулируют отношения, связанные с составлением проектов областного бюджета сроком на три года, а именно – на очередной финансовый год и плановый период.
Закон определяет нормы по утверждению объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета и их распределение между муниципальными образованиями  на очередной финансовый год и плановый период.
Правительству области предоставляется право распределения субсидий и субвенций, фактически полученных из федерального бюджета в текущем финансовом году сверх объема, утвержденного законом об областном бюджете, между муниципальными образованиями.
Как отметил Владимир Терешков, этот закон второй в череде областных нормативных актов, которые обеспечивают переход на трехлетнее бюджетное планирование. Также на нынешнем заседании Думы в окончательном, третьем, чтении были одобрены изменения в закон о бюджетом процессе. Поправки внесены в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.
***
В трех чтениях депутаты областной Думы одобрили закон о внесении изменений в статью 2 закона «Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес».
С докладом по этому вопросу выступил первый заместитель министра экономики и труда Свердловской области Николай Беспамятных. Он отметил, что подготовка проекта закона вызвана принятием федерального нормативного акта о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации. В соответствии с ним эта деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, с 1 июля 2009 года должна осуществляться на территориях игорных зон — Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область. На территориях остальных субъектов РФ эта деятельность должна быть прекращена.
В соответствии со статьей 59 Бюджетного кодекса законы субъекта РФ о внесении изменений в законодательство субъекта РФ о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до внесения очередного проекта закона о бюджете субъекта.
С содокладом по этому вопросу выступил председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков, который отметил, что наша область после прекращения деятельности на ее территории залов игровых автоматов и игровых столов лишится 800−900 миллионов рублей налоговых поступлений в год. Однако ликвидация игорного бизнеса позволит решить ряд социальных проблем, что скажется на снижении напряженности в обществе.
***
Депутаты приняли в трех чтениях закон «О границах, составе и правовом режиме пригородной зоны города Нижний Тагил».
Как отметил в докладе  первый заместитель министра строительства и архитектуры Свердловской области, главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев, Нижний Тагил до недавнего времени не имел возможности проводить территориальное планирование, развивать капитальное строительство. Город оказался в кольце «зеленой зоны», строительство в которой запрещено. Предложенный областной закон расширил границы муниципального образования, установил границы пригородной зоны – резервные границы для расширения города, сельскохозяйственные территории, зоны отдыха и «зеленые зоны».
C аналогичными проблемами столкнулся и ряд других муниципальных образований Среднего Урала. Так, на нынешнем заседании был в первом чтении рассмотрен аналогичный законопроект, определяющий границы пригородной зоны Сысерти.
***
В трех чтениях рассмотрены изменения в закон «О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области».
По словам докладчика, председателя комитета Областной Думы по социальной политике Виталия Смирнова, разработка законопроекта была вызвана необходимостью уточнить условия предоставления единовременного пособия работнику государственной системы социальных служб Свердловской области на обзаведение хозяйством.
Законом определен исчерпывающий перечень получателей единовременного пособия работнику государственной системы социальных служб Свердловской области на обзаведение хозяйством.
***
В соответствии с федеральными нормативными актами приведены областные законы «О защите прав ребенка» и «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области».
***
ИНФОРМАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ, КОНТРОЛЬ
Депутаты дали согласие государственному унитарному предприятию «Агентство по развитию рынка продовольствия» на совершение крупных сделок в 2008 году. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Чемезова, речь идет о закупке крупных партий зерна и муки. Так правительство области намерено скорректировать рост цен на хлебобулочные изделия и не допустить их резкого скачка.
От имени комитета просьбу дать согласие на совершение сделок поддержал председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков. Он отметил, что правительство области обязано держать ситуацию с ростом цен на продовольствие под особым контролем. Закупка зерна и муки – лишь одна из мер, призванная стабилизировать ситуацию на рынке.
***
Также согласован залог движимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Свердловской области «Ирбитский молочный завод».
По словам Сергея Чемезова,  одно из ведущих предприятий молочной отрасли Среднего Урала работает с прибылью, однако нуждается в заемных средствах на проведение фьючерсных сделок.
***
Об исполнении Избирательного кодекса Свердловской области депутатам доложил председатель Избирательной комиссии Свердловской области Владимир Мостовщиков.
В своем докладе он отметил, что областной Избирательный кодекс действует с 1997 года (ныне действующая его редакция была принята в 2003 году) и регулирует порядок подготовки и проведения выборов депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований.
С момента вступления кодекса в действие на Среднем Урале были организованы и проведены избирательные кампании по выборам губернатора Свердловской области – один раз, депутатов Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области – семь раз, глав муниципальных образований – 109 раз, депутатов представительных органов муниципальных образований – 185 раз. При этом предусмотренные кодексом механизмы и процедуры совершения избирательных действий подтвердили свою практичность в применении участниками избирательного процесса.
В Свердловской области сформирована определенная система избирательных комиссий — от Избирательной комиссии Свердловской области до участковых избирательных комиссий. Так, 64 территориальным избирательным комиссиям из 80 придан статус юридического лица, они также исполняют полномочия избирательных комиссий соответствующих муниципальных образований. Формирование территориальных избиркомов происходило на основе партийного представительства. Из 684 членов комиссий с правом решающего голоса на основании предложений политических партий назначено 432 человека (63,2 процента от общего количества). Широкое представительство большинства участников избирательного процесса в составах избирательных комиссий позволяет обеспечить реализацию принципов гласности, коллегиальности и открытости в их работе.
Вместе с тем, по словам докладчика, в действующей редакции Избирательного кодекса не в полной мере отражены требования федерального законодательства, отдельные его нормы вызывают трудности при практическом применении, отсутствует правовое регулирование некоторых правоотношений.
Так, в кодексе определены требования лишь к форме подписных листов для сбора подписей избирателей и протокола об итогах сбора подписей. Требования же к оформлению документов при выдвижении кандидатов, списка кандидатов избирательными объединениями отсутствуют. Подобный правовой вакуум чреват правовыми коллизиями, возможностью возникновения спорных ситуаций между избирательными комиссиями и кандидатами, избирательными объединениями.
Кроме того, по мнению Избирательной комиссии Свердловской области, следует приблизить к жизненным реалиям норму кодекса, устанавливающую предельные размеры избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений на выборах в органы местного самоуправления. Дело в том, что от размеров данных фондов зависит сумма избирательного залога, а он, зачастую, слишком высок, в особенности для муниципальных образований с относительно небольшим числом избирателей. Поэтому создаются такие условия для кандидатов, когда они фактически лишены права выбора основания для регистрации -  сбор подписей или избирательный залог, так как последнее практически не может быть использовано.
Владимир Мостовщиков отметил, что статьи кодекса требуют уточнения в связи с выявившейся необходимостью включения в систему избирательных комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях город Екатеринбург и город Нижний Тагил, районных территориальных избирательных комиссий, сформированных в данных муниципальных образованиях Избирательной комиссией Свердловской области. Одна избирательная комиссия муниципального образования в таких крупных городах без помощи районных избиркомов испытывает существенные трудности в организации и проведении выборов.
Неурегулированной в кодексе остается ситуация, когда два кандидата по итогам голосования набирают равное количество голосов избирателей. В этом случае соответствующей избирательной комиссии затруднительно принять правовое решение.
Владимир Мостовщиков предложил внести в действующий Избирательный кодекс области ряд изменений, чтобы проведение следующих выборов в муниципальных образованиях нынешней осенью состоялось по скорректированным нормам.
Для этого, как отметил председатель Областной Думы Николай Воронин, соответствующий законопроект должен быть внесен в Законодательное Собрание не позднее 8 мая.
***
Председатель Счетной палаты Андрей Измоденов представил на заседании Думы итоги ряда проверок, проведенных по поручению депутатов. В частности, проверялось целевое использование средств областного бюджета, выделенных в форме субсидий Екатеринбургу в 2006 году.
По словам докладчика, 582 миллиона рублей были направлены на оздоровление детей и подростков, пополнение библиотечного фонда, на организацию доставки школьников и приобретение школьных автобусов, оборудование детских спортивных школ, на реконструкцию гимназии и строительство метрополитена.
Проверкой установлено, что весь объем субсидий использован в соответствии с целями. Значительных недостатков и просчетов в этой работе выявлено не было. Большая часть выявленных недостатков устранялась уже в ходе проверки.
***
Также Счетная палата провела проверку расходования в 2007 году бюджетных средств, выделенных на реализацию в Свердловской области приоритетных национальных проектов – «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».
Аудиторы Счетной палаты проверяли полноту и достоверность отчетных данных о выполнении мероприятий по реализации нацпроектов, изучали причины, которые породили нарушения в расходовании бюджетных средств.
Был выявлен ряд общих недостатков, связанных, в том числе, с пробелами в федеральном законодательстве.
В целом деятельность областных министерств по реализации национальных проектов на Среднем Урале получила положительную оценку. Проведена большая организационная работа, получены экономические результаты, достигнут положительный социальный эффект.
Вместе с тем, аудиторы отмечали недостаточную работу по координации воплощения нацпроектов со стороны областного министерства экономики. Выявленные в ходе проверок недочеты устранены.
***
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Депутаты областной Думы поддержали ряд законодательных инициатив, которые в настоящее время обсуждаются на федеральном уровне.
 Так, Самарская губернская Дума выступила с инициативой о внесении изменения в статью 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как отметил  представитель комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Евгений Артюх, этим проектом предлагается ужесточить ответственность арбитражных управляющих за неисполнение ими обязанностей.
***
Липецкий областной Совет депутатов предложил внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Речь идет об усилении ответственности родителей или законных представителей несовершеннолетних за мелкое хулиганство, совершаемое детьми и подростками.
***
По предложению Верховного Суда РФ планируется внести изменения в статью 3 федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса РФ.
По словам  представителя комитета Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления Сергея Лазарева, общая нагрузка на мировых судей в последнее время значительно возрастает. Законопроект направлен на перераспределение дел между судами общей юрисдикции и мировыми судами, чтобы более равномерно распределить нагрузку.
***
О проекте изменений в федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который внес Государственный Совет Республики Татарстан, на заседании Думы доложил заместитель председателя Областной Думы Наиль Шаймарданов.
Законопроектом намечается усилить защиту собственности граждан и садоводческих товариществ.
***
Депутаты поддержали обращение Самарской Губернской Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову об ускорении принятия изменений в федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенного в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации постановлением Самарской Губернской Думы от 31 июля 2007 года.
Как отметил заместитель председателя комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Коньков, предложенные изменения связаны с усилением защиты обманутых дольщиков от административного произвола.
***
Представитель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Андрей Альшевских доложил о выполнении ранее принятого постановления Областной Думы. Депутаты приняли к сведению  информацию о выполнении областной государственной целевой программы «Осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах областных государственных учреждений социальной сферы в Свердловской области» на 2005−2007 годы.
Правительству Свердловской области было предложено предпринять ряд мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах областных государственных учреждений социальной сферы в Свердловской области.
В соответствии с постановлением были перераспределены денежные средства в размере 10,5 миллиона рублей с мероприятий по приобретению средств обеспечения тушения пожара на установку датчиков охранно-пожарной сигнализации. Выделено на приобретение средств эвакуации 16,7 миллиона рублей, средств индивидуальной защиты – 1,5 миллиона рублей.
Областное правительство внесло изменения в структуру Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области. В частности, введена должность начальника управления развития хозяйственного комплекса и образованы два отдела: контрольно-ревизионной работы, анализа и развития технического комплекса.
Выполнены и другие пункты постановления, касавшиеся включения в реестр государственного имущества Свердловской области оборудования, приобретенного в ходе реализации программы.
Выполнение постановления было снято с контроля.