Май `2009
пнвтсрчтптсбвс
27282930010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
21 мая 2009 года  —  версия для печати

Под председательством Людмилы Бабушкиной в Каменске-Уральском 20 мая состоялось выездное совещание депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области

Следуя традиции проведения выездных заседаний, Палата Представителей побывала в Каменск-Уральском избирательном округе. Депутаты обсудили ситуацию на рынке труда и меры по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сфер деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения.


Председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина представила участников совещания. Среди них — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктор Якимов, депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Альберт Абзалов, Анатолий Брижан – депутат от Каменск-Уральского избирательного округа, Павел Кияткин, Игорь Ковпак, Александр Косинцев, Мелик Мори, Владимир Никитин, Анатолий Никифоров, Александр Серебренников, депутат Областной Думы Елена Чечунова, представители областных министерств и ведомств, в том числе налоговой службы, службы занятости населения, Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, депутаты городской Думы и администрации Каменска-Уральского, руководители предприятий, председатели профсоюзных комитетов, работники аппарата Законодательного Собрания Свердловской области, представители средств массовой информации.

С докладом о прогнозе развития промышленного комплекса в 2009 – 2010 годах выступил заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Валерий Турлаев.  Индекс промышленного производства по полному кругу организаций Свердловской области за январь-апрель 2009 года составил только 75,8 процента к соответствующему периоду прошлого года, сказал он. По прогнозным оценкам, темпы промышленного производства к концу года могут сократиться почти до 85 процентов.  Индекс физического объема валового регионального продукта составит  89,6 процента по отношению к прошлогоднему уровню. В результате ожидаемых изменений ключевых параметров экономического развития Свердловской области среднесписочная численность работников сократится на 6,3 процента. Уровень инфляции составит 113 процентов вместо ранее прогнозируемых 108,5.

Наиболее сложная ситуация по-прежнему остается в машиностроении, оборонно-промышленном комплексе и металлургии. Это обусловлено негативной динамикой  мировых цен на металлы, что неизбежно приводит к падению спроса на продукцию, сокращению объемов производства и соответственно к введению режима неполной занятости и оптимизации численности персонала. По прогнозам министерства, без работы могут остаться примерно 130 тысяч человек.

Валерий Турлаев проинформировал собравшихся об антикризисных мерах, предпринимаемых правительством Свердловской области, о работе штабов и комиссий, а также об оказании государственной поддержки предприятиям и организациям и реализации программы поддержки занятости населения.

О состоянии рынка труда в Свердловской области в 2009 году и мероприятиях по снижению потребности в привлечении на предприятия и организации, расположенные в Свердловской области, иностранной рабочей силы выступил директор департамента труда и социальных вопросов министерства экономики и труда Свердловской области Дмитрий Антонов. Не так давно, сказал он, у нас в области было 26 тысяч безработных, что составляло порядка 0,8 процента от трудоспособного населения. Сегодня регистрируемая безработица составляет 85700 человек, или 3,56 процента. Резкий рост объясняется тем, что многие неработающие встали на учет в центры занятости, чтобы получать пособие. По оценкам представителя министерства, реальных сокращенных на производстве – не более 10 тысяч человек. Банк вакансий – 22181.

Что касается проблем миграции, то первоначально квота на использование иностранной рабочей силы составляла 220 тысяч человек, потом она снизилась до 176 тысяч и сегодня сокращена до 133 тысяч человек. С 1 мая необходимо было скорректировать квоту, но ни один работодатель не снизил заявку, отметил Дмитрий Антонов.

О мероприятиях по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы массового увольнения на совещании сообщил заместитель директора департамента государственной службы занятости Свердловской области Олег Ситников. Он подчеркнул, что опережающее профобучение должно помочь руководителям в подготовке квалифицированного персонала.

О текущей социально-экономической ситуации на территории г. Каменска-Уральского и деятельности органов местного самоуправления города по преодолению негативных последствий кризисных явлений рассказал глава Каменска-Уральского Михаил Астахов. Он высказался за расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов в условиях кризиса, особенно моно-городов, где большая часть населения работает на одном предприятии. Михаил Семенович считает, что надо оставлять на местах половину, а не 30 процентов налога на доходы физических лиц.

Большой интерес вызвало выступление депутата комитета Палаты Представителей по промышленной, аграрной политике и природопользованию Александра Косинцева, которому как профессору кафедры мировой экономики Уральского государственного экономического университета, доктору экономических наук было предложено оценить эффективность мер, принимаемых в Свердловской области по улучшению положения на рынке труда.

Александр Петрович охарактеризовал сегодняшний рынок труда как трудоизбыточный. На 1 мая 2009 года численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составила 85346 человек. При этом в перспективе в связи с неполной загрузкой предприятий предполагается сократить еще более 20 тысяч человек. Если к этому добавить работников, находящихся в простое по вине работодателя, работающих по сокращенному графику и отправленных в отпуска без сохранения заработной платы, то становится очевидным, что порядка 10 процентов трудоспособного населения Свердловской области сегодня испытывают проблемы с занятостью.

Некоторое снижение темпов роста безработицы в мае не должно успокаивать, подчеркнул Александр Косинцев, поскольку оно вызвано не стабилизацией, а частичным добровольным согласием работников на отпуск без сохранения заработка на период открытия дачного сезона.

К осени ситуация осложнится в связи с необходимостью трудоустройства выпускников образовательных учреждений, сокращением военнослужащих, высвобождением работников, занятых в сфере игорного бизнеса, и освобождением заключенных из мест лишения свободы. В итоге армия безработных, по самым скромным оценкам, может составить  порядка 180 тысяч человек. Это вдвойне обязывает крайне эффективно использовать более чем скромные финансовые ресурсы, подчеркнул Александр Косинцев.

К сожалению, на практике говорить об эффективности не приходится. Программа поддержки занятости населения исполняется крайне медленно и нерезультативно. Александр Косинцев привел цифры, которые прозвучали в докладе руководителя областной службы занятости на заседании антикризисной комиссии при губернаторе Свердловской области: по данным на 22 апреля 2009 года, к опережающему профессиональному обучению приступили 72 участника из 3300 заявленных; в общественных и временных работах приняли участие 8015 человек из 72 тысяч заявленных; заключено 39 из запланированных 698 договоров по оказанию содействия развитию малого предпринимательства.

Участники совещания поддержали докладчика в его критике организации профессионального обучения безработных. И если срыв проведения в декабре конкурсов на оказание образовательных услуг еще можно как-то объяснить  сложностью процедуры, то состав лотов не выдерживает никакой критики. Более половины предложений ориентированы на подготовку специалистов самых низких производственных разрядов. Это означает, что мы подменяем образовательный процесс в учреждениях начального профессионального образования и начисто отрицаем выпускников этой системы, с сожалением констатировал Александр Косинцев. Абсолютно нелогично испытывать проблемы с трудоустройством выпускников ПТУ и в то же самое время планировать подготовку аналогичных, объективно более слабых специалистов. Может быть, разумнее часть средств, выделяемых на профессиональное обучение безработных, передать профтехучилищам, которые делают это намного лучше, предложил депутат.

Докладчик также предложил службе занятости совместно с министерством энергетики и ЖКХ и муниципалитетами проработать вопрос о подготовке востребованных сегодня специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов – управдомов. Это позволит создать тысячи новых рабочих мест и повысит эффективность функционирования ЖКХ, убежден депутат. Необходимо предусмотреть подготовку специалистов для сельского хозяйства.

Рынок труда – это не только безработица, заметил депутат. Кризис обнажил все проблемы в сфере подготовки трудовых ресурсов и подталкивает к поиску современной модели подготовки специалистов, востребованных в условиях экономики нового типа. Может быть, настало время вернуться к разработке закона о подготовке трудовых ресурсов в Свердловской области, в котором сформулировать основные принципы и условия получения профессионального образования в регионе, предусмотреть механизм государственно-частного партнерства, систему госзаказа на подготовку специалистов на основе мониторинга рынка труда, а также забытую систему профориентации молодежи, у которой сегодня очень завышенная самооценка.

В ходе обсуждения участники совещания затронули широкий спектр проблем, связанных с рынком труда.

Один из самых упоминаемых вопросов — почему слабо осваиваются средства на организацию общественных работ? Казалось бы, в условиях экономической неопределенности это – эффективная мера, позволяющая предприятиям сохранить работника, стимулируя его за счет средств государства, при этом еще решив массу непроизводственных проблем. Оказывается, одна из главных причин некоторого равнодушия к общественным работам – в невыполнимости условий, при которых можно воспользоваться этой мерой: предприятие не должно иметь долгов ни перед банками, ни по уплате налогов, ни по выплате заработной платы. Но многие предприятия оказались в финансовой ловушке не по своей вине. Участники совещания предложили сделать авансирование общественных работ, и желающих прибегнуть к ним будет больше.

Заместитель председателя Палаты Представителей Владимир Никитин обратил внимание на социально-экономический и морально-нравственный аспект этой услуги. Несмотря на кризис, металлургам или другим высокооплачиваемым специалистам производства непросто согласиться пойти мести улицы за 5 тысяч рублей. Значит, надо искать другие пути.

Высказано интересное предложение – организовать общественные работы на селе. В период летних полевых работ к ним можно было привлечь все 17 тысяч безработных граждан, проживающих в сельской местности и состоящих на учете в службе занятости.

На совещании не раз подчеркивалось, что проведение общественных работ, опережающее профессиональное обучение, оказание адресной поддержки, включая помощь в переезде в другую местность, — меры вынужденные, они носят временный характер и рассчитаны на сдерживание роста безработицы, а не на ее ликвидацию. Для кардинального решения проблемы, по мнению депутатов Палаты Представителей, необходимо упор делать на создание новых рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, и содействие самозанятости населения.

В этом сенаторов поддержал депутат Государственной Думы Виктор Якимов, который призвал членов областного правительства активнее участвовать в регулировании происходящих процессов, а не быть сторонними экспертами. Программа антикризисных мер принята с колес, и нужно оперативно реагировать на все перемены, предпринимая решительные действия.

Предпосылки кризиса ощущались давно, заметил Виктор Васильевич. Экономика не может выживать только на нефти, газе и металле. Рассчитывать на «подушку» безопасности уже не приходится, надо развивать производство товаров народного потребления. Именно на производство должны быть сориентированы малый и средний бизнес. К сожалению, складывается впечатление, что в Свердловской области эта сфера выживает сама по себе: если в 1998 году предпринимательством занималось полтора миллиона человек, то сегодня их осталось только 700 тысяч человек. Видимо, слишком много притеснений со стороны надзорных органов, а, между прочим, за «кошмаривание» малого бизнеса вводится уголовная ответственность, подчеркнул Виктор Якимов.

Депутат Госдумы проинформировал участников совещания о том, что федеральными законодателями на период кризиса будет приостановлено действие ряда законодательных актов. В течение июня планируется принять закон об объявлении так называемых налоговых каникул.

Свердловская область первой в России приняла программу развития и размещения производительных сил до 2020 года, ее надо выполнять, сказал Виктор Якимов. Регион с высокой насыщенностью промышленности – это не недостаток, а преимущество, которое надо использовать.

Депутаты приняли за основу проект рекомендаций. Палата Представителей рекомендует Правительству Свердловской области и органам местного самоуправления предусмотреть расширение спектра основных и дополнительных профессиональных образовательных программ для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (в том числе для организации опережающего обучения работников предприятий), обеспечивающих необходимый уровень квалификации специалистов в соответствии со структурными изменениями в производственно-экономической сфере Свердловской области.

Предложен перечень мер по переподготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства. Среди них — обучение предпринимателей организации и развитию хозяйственной деятельности в социальной сфере, в сферах жилищно-коммунального хозяйства и предоставления бытовых услуг населению; в сфере высокотехнологичных производств; обучение управлению качеством, повышению конкурентоспособности малого предпринимательства; обучение для работы в сфере управления инновациями, интеллектуальной собственностью и их коммерциализации.

Предложены пути развития механизма повышения эффективности самой системы обучения кадров для малого предпринимательства, в их числе — мониторинг и анализ потребностей в квалифицированных кадрах для малого предпринимательства по отраслевому и профессиональному признаку; переход к реализации образовательных программ в комплексе с последующим содействием трудоустройству слушателей; обеспечение эффективного соотношения бюджетного финансирования образовательных проектов с результатами их реализации; развитие интерактивных форм самообразования предпринимателей через систему дистанционного бизнес-образования.

Правительству Свердловской области и органам местного самоуправления также рекомендуется координировать программы профессионального обучения и переподготовки трудовых ресурсов на основе прогноза спроса и формирования предложений рабочей силы на рынке, улучшать информационное обеспечение и психологическую поддержку населения, включая проведение разъяснительной работы среди учащихся старших классов по вопросам профориентации; повышать мотивацию школьников к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

В завершении председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина поблагодарила всех за участие и искреннюю заинтересованность в обсуждении проблем рынка труда и принятии эффективных мер, направленных на достижение стабильности, в том числе в сфере занятости.

- Принятый за основу проект рекомендаций нашего совещания будет доработан с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. После рассмотрения на совещании у председателя Палаты Представителей документ будет направлен в правительство Свердловской области и в муниципальные образования, — сказала в завершение председатель Палаты Представителей Людмила Бабушкина. При этом она подчеркнула, что практическая реализация изложенных направлений станет возможна лишь при дальнейшей совместной системной работе депутатского корпуса, органов исполнительной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей. Всё, что требует решения на федеральном уровне, также будет направлено нашим коллегам в Государственной Думе и Совете Федерации.