ИСАКОВ Олег Юрьевич


Декабрь `2012
пнвтсрчтптсбвс
26272829300102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31010203040506
6 декабря 2012 года  —  версия для печати

Тарифы на общедомовое потребление

Депутаты Законодательного Собрания направили Министру регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняеву обращение «О  практике применения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О  предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

С 1 сентября 2012 г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила).

Существенным нововведением является разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.

При наличии общедомового прибора учета плата на общедомовое потребление определяется по его показаниям.

Но и при отсутствии общедомовых приборов учета исполнитель услуг обязан начислять плату за общедомовое потребление.

РЭКом Свердловской области утверждены нормативы на общедомовое потребление услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, поэтому в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета применяются усредненные объемы потребления (на основании Постановлений Региональной энергетической комиссии: №130 — по электроснабжению, №131 – по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды).

Поменялся и сам принцип перераспределения объемов потребления общедомового потребления.

До 1 сентября 2012 г. собственнику доначислялся объем потребления соразмерно его личному потреблению, то есть чем больше он потреблял в жилом помещении, тем больше он должен был платить за места общего пользования.

С 1 сентября 2012 . плата за общедомовые расходы зависит от площади квартиры: чем больше доля собственника в праве общей собственности, тем больше его плата за расходы на общедомовое потребление. Схема начисления платы, предусмотренная действующими Правилами, рассчитана на идеальные условия их применения:

-многоквартирный дом должен быть оборудован общедомовым прибором учета ресурса

— и все жилые и нежилые помещения также должны быть оприборены.

В таком случае разницу между объемами потребления действительно можно объективно считать ресурсом, потраченным на содержание мест общего пользования.

На практике в эту схему успешно вписались недобросовестные собственники и управляющие жилым фондом организации: 

— некоторые собственники  не спешат оборудовать индивидуальными приборами жилые помещения. Плата начисляется по  нормативу исходя  из количества зарегистрированных граждан, фактически же в помещении  могут проживать десятки граждан, и, соответственно, фактическое потребление существенно превышает плату по нормативу. Затем это потребление перераспределяется на всех собственников согласно их доле в праве общей собственности в качестве расходов по общедомовому потреблению. В итоге страдают малообеспеченные слои населения, которые в целях экономии средств ограничивают себя в индивидуальном потреблении коммунальных услуг, но вынуждены оплачивать возросшую стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, не имея возможности повлиять на формирование стоимости данного вида услуг;

— управляющие жилищным фондом организации. Плата по нормативам потребления на общедомовые нужды с учетом всех общих площадей помещений, в том числе чердаков, технических этажей и подвалов,   не мотивирует управляющие организации работать лучше. Свердловчане отмечают обратное: управляющие организации препятствуют установке коллективных (общедомовых) приборов учета, собственники жилых помещений вынуждены оплачивать высокую стоимость коммунальных услуг низкого качества. Ведь коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения расходуются в подвалах и на чердаках лишь по причине ненадлежащего исполнения управляющими компаниями своих обязанностей: в случаях утечки из инженерных сетей, предельной изношенности сетей и отсутствия их ремонта.

В обращении отмечено отсутствие оснований учитывать в качестве площади общего имущества в многоквартирном доме, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, площадь чердаков, технических этажей и подвалов, так как это имущество фактически не связано с предоставлением определенной коммунальной услуги. Включены для учета могут быть только лестничные клетки и коридоры – т.е. уборочные площади.  Однако в Постановлении Правительства РФ четко не прописано, все ли нежилые помещения дома должны учитываться при расчете оплаты.

В связи с тем, что разъяснения по применению Правил Постановления №354 дает Министерство регионального развития Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Свердловской области обратились к Министру регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняеву за разъяснением Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части формирования методологии расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом фактического предоставления определенной коммунальной услуги на площади жилого дома, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

 

 ОБРАЩЕНИЕ

Законодательного Собрания Свердловской области

о практике применения Постановления Правительства  Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354  «О  предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

 

Уважаемый Игорь Николаевич!

 

В Законодательное Собрание Свердловской области поступают многочисленные обращения граждан о значительном увеличении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых коммунальных ресурсов.

 

Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, оказалась сопоставимой, а часто и выше платы, начисленной на основании индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных ресурсов. Данное положение дел ведет к ухудшению условий и снижению уровня жизни старшего поколения, малообеспеченных слоев населения, которые в целях экономии средств ограничивают себя в индивидуальном потреблении коммунальных услуг, но вынуждены оплачивать возросшую стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, не имея возможности повлиять на формирование стоимости данного вида услуг.

 

В связи с применением вступивших в силу с 1 сентября 2012 года Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Расчет размера платы за услугу производится исходя из норматива потребления на общедомовые нужды и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и не меняется в зависимости от результатов деятельности управляющих организаций. Более того, в своих обращениях жители Свердловской области отмечают негативные последствия принятия этого постановления: управляющие жилищным фондом организации препятствуют установке коллективных (общедомовых) приборов учета, оплачивая высокую стоимость коммунальных услуг низкого качества за счет средств собственников жилых помещений.

 

Необходимо отметить, что состав общего имущества в многоквартирном доме определяется собственниками помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, и должен быть отражен в технической документации на многоквартирный дом и в договоре управления (договоре предоставления коммунальных услуг). В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в частности, чердаки, технические этажи и технические подвалы. Услуги по холодному и горячему водоснабжению, отоплению, водоотведению, электроснабжению для общедомовых нужд предоставляются на площади лестничных клеток подъездов многоквартирных домов. Площадь иных помещений (подвальных, чердачных, технических этажей), отнесенных к составу общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления не должна подлежать учету при начислении платы на общедомовые нужды в связи с тем, что данные коммунальные услуги расходуются в указанных помещениях по причине ненадлежащего исполнения управляющими жилищным фондом организациями своих обязанностей (утечки из инженерных сетей, предельная изношенность сетей и отсутствие их ремонта). Кроме того, правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, предусматривают требование об ограничении доступа лиц в подвальное и чердачное помещения многоквартирного дома, входные двери в которые должны быть закрыты на замок, то есть данные помещения имеют ограниченный режим пользования.

 

В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме к числу технической документации на многоквартирный дом отнесены документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, – технический паспорт здания (строения), в котором отражена уборочная площадь лестниц, общих коридоров и мест общего пользования. Наличие технического паспорта здания (строения) предусмотрено обязательным приложением 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 г. № 37.

 

Включение площади лестничных клеток и коридоров в уборочную площадь также предусмотрено Примерным положением о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденным Постановлением Госстроя России от 01.04.1994 г. № 18-24.

 

Таким образом, нет оснований учитывать в качестве площади общего имущества в многоквартирном доме, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, площадь чердаков, технических этажей и подвалов, так как это имущество фактически не связано с предоставлением определенной коммунальной услуги.

 

Законодательное Собрание Свердловской области просит  разъяснить Постановление Правительства Российской Федерации от  6 мая 2011  года    № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части формирования методологии расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом фактического предоставления определенной коммунальной услуги на площади жилого дома, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.