Депутаты Законодательного Собрания направили Министру
регионального развития Российской Федерации И.Н.Слюняеву обращение «О практике применения
Постановления Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2011 года № 354
«О предоставлении коммунальных
услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных
домах
и жилых домов».
С 1 сентября 2012 г. вступили в силу
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила).
Существенным
нововведением является разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.
При наличии
общедомового прибора учета плата на общедомовое потребление определяется по его
показаниям.
Но и при отсутствии
общедомовых приборов учета исполнитель услуг обязан начислять плату за общедомовое потребление.
РЭКом Свердловской
области утверждены нормативы на общедомовое потребление услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, поэтому в случае
отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета
применяются усредненные объемы потребления (на основании Постановлений
Региональной энергетической комиссии: №130 — по электроснабжению, №131 – по холодному
и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды).
Поменялся и сам
принцип перераспределения объемов потребления общедомового потребления.
До 1 сентября 2012 г. собственнику
доначислялся объем потребления соразмерно его личному потреблению, то есть чем больше он потреблял в жилом помещении, тем больше он должен был платить за места общего пользования.
С 1 сентября 2012 .
плата за общедомовые расходы зависит от площади квартиры: чем больше доля
собственника в праве общей собственности, тем больше его плата за расходы на общедомовое потребление. Схема начисления платы, предусмотренная действующими
Правилами, рассчитана на идеальные условия их применения:
-многоквартирный дом должен быть оборудован
общедомовым прибором учета ресурса
— и все жилые и нежилые помещения также должны быть
оприборены.
В таком случае разницу между объемами потребления
действительно можно объективно считать ресурсом, потраченным на содержание мест
общего пользования.
На практике в эту схему успешно вписались
недобросовестные собственники и управляющие жилым фондом организации:
— некоторые собственники не спешат оборудовать индивидуальными
приборами жилые помещения. Плата начисляется по
нормативу исходя из количества
зарегистрированных граждан, фактически же в помещении могут проживать десятки граждан, и,
соответственно, фактическое потребление существенно превышает плату по нормативу. Затем это потребление перераспределяется на всех собственников
согласно их доле в праве общей собственности в качестве расходов по общедомовому потреблению. В итоге страдают малообеспеченные
слои населения, которые в целях экономии средств ограничивают
себя в индивидуальном
потреблении коммунальных услуг, но вынуждены оплачивать возросшую стоимость
коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, не имея возможности
повлиять на формирование стоимости данного вида услуг;
— управляющие жилищным фондом
организации. Плата по нормативам потребления на общедомовые нужды с учетом
всех общих площадей помещений, в том числе чердаков, технических этажей и подвалов, не мотивирует управляющие организации работать лучше. Свердловчане отмечают
обратное: управляющие организации препятствуют установке
коллективных (общедомовых) приборов учета, собственники жилых помещений
вынуждены оплачивать высокую стоимость коммунальных услуг низкого качества.
Ведь коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения расходуются в подвалах и на чердаках
лишь по причине ненадлежащего исполнения управляющими компаниями своих
обязанностей: в случаях утечки из инженерных сетей, предельной изношенности сетей
и отсутствия их ремонта.
В обращении отмечено отсутствие
оснований учитывать в качестве площади общего имущества в многоквартирном доме,
подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, площадь
чердаков, технических этажей и подвалов, так как это имущество
фактически не связано с предоставлением определенной коммунальной услуги. Включены
для учета могут быть только лестничные клетки и коридоры – т.е. уборочные
площади. Однако в Постановлении Правительства РФ четко не прописано, все ли нежилые помещения дома должны учитываться при расчете оплаты.
В связи с тем, что разъяснения по применению Правил Постановления №354 дает Министерство регионального развития Российской
Федерации, депутаты Законодательного Собрания
Свердловской области обратились к Министру регионального развития Российской
Федерации И.Н. Слюняеву за разъяснением
Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №
354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части формирования методологии расчета коммунальных услуг,
предоставленных на общедомовые нужды, при отсутствии коллективных (общедомовых)
приборов учета с учетом фактического
предоставления определенной коммунальной услуги на площади жилого дома,
подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги,
предоставленные на общедомовые нужды. ОБРАЩЕНИЕ
Законодательного
Собрания Свердловской области
о практике применения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №
354 «О
предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Уважаемый Игорь Николаевич! В
Законодательное Собрание Свердловской области поступают многочисленные
обращения граждан о значительном увеличении платы граждан за коммунальные
услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых
коммунальных ресурсов. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые
нужды, оказалась сопоставимой, а часто и выше платы, начисленной на основании
индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных ресурсов. Данное положение
дел ведет к ухудшению
условий и снижению уровня жизни старшего поколения, малообеспеченных слоев
населения, которые в целях экономии средств ограничивают себя в индивидуальном потреблении коммунальных услуг, но вынуждены оплачивать
возросшую стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды,
не имея возможности повлиять на формирование стоимости данного вида услуг. В связи с применением вступивших
в силу с 1 сентября 2012 года Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации,
потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные
услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные
потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги,
потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет размера платы за услугу производится исходя из норматива
потребления на общедомовые нужды и общей площади помещений, входящих в состав
общего имущества в многоквартирном доме, и не
меняется в зависимости от результатов деятельности управляющих организаций.
Более того, в своих обращениях жители Свердловской области отмечают негативные
последствия принятия этого постановления: управляющие жилищным фондом организации
препятствуют установке коллективных (общедомовых) приборов учета, оплачивая
высокую стоимость коммунальных услуг низкого качества за счет средств собственников
жилых помещений. Необходимо
отметить, что состав общего имущества в многоквартирном доме определяется
собственниками помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской
Федерации и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа
2006 года № 491, и должен быть отражен в технической документации на многоквартирный
дом и в договоре управления (договоре предоставления коммунальных услуг). В соответствии
с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав
общего имущества включаются, в частности, чердаки, технические этажи и технические подвалы. Услуги по холодному и горячему водоснабжению, отоплению,
водоотведению, электроснабжению для общедомовых нужд предоставляются на площади
лестничных клеток подъездов многоквартирных домов. Площадь иных помещений
(подвальных, чердачных, технических этажей), отнесенных к составу общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении
коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления не должна подлежать учету при начислении платы на общедомовые нужды в связи с тем, что данные коммунальные услуги расходуются в указанных помещениях
по причине ненадлежащего исполнения управляющими жилищным фондом организациями
своих обязанностей (утечки из инженерных сетей, предельная изношенность сетей и отсутствие их ремонта). Кроме того, правила и нормы технической эксплуатации
жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, предусматривают
требование об ограничении доступа лиц в подвальное и чердачное помещения
многоквартирного дома, входные двери в которые должны быть закрыты на замок, то есть данные помещения имеют ограниченный режим пользования. В соответствии
с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме к числу
технической документации на многоквартирный дом отнесены документы технического
учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, –
технический паспорт здания (строения), в котором отражена уборочная площадь
лестниц, общих коридоров и мест общего пользования. Наличие технического
паспорта здания (строения) предусмотрено обязательным приложением 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 г. № 37. Включение
площади лестничных клеток и коридоров в уборочную площадь также предусмотрено
Примерным положением о порядке конкурсного отбора жилищных
ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного
и муниципального жилищных фондов, утвержденным Постановлением Госстроя России
от 01.04.1994 г. № 18-24. Таким образом,
нет оснований учитывать в качестве площади общего имущества в многоквартирном
доме, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, площадь
чердаков, технических этажей и подвалов, так как это имущество
фактически не связано с предоставлением определенной коммунальной услуги. Законодательное
Собрание Свердловской области просит разъяснить Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О
предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части
формирования методологии расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые
нужды, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом
фактического предоставления определенной коммунальной услуги на площади жилого
дома, подлежащей применению при начислении платы за коммунальные услуги,
предоставленные на общедомовые нужды.
|